Уважаемые читатели!
Наконец разрешилась многомесячная интрига с выбором нового российского судьи Европейского Суда. Осенняя сессия Парламентской Ассамблеи подавляющим большинством голосов избрала на следующие 9 лет (начало мандата – со 2-го января 2022 года) сотрудника генерального секретариата СЕ Михаила Лобова. Результат вполне себе ожидаемый – единственный кандидат в представленной Президентом России тройке – понятный для европейских депутатов (все-таки 25 лет работает в Совете Европы) и не вызывающий аллергии у российских властей (выпускник МГИМО, много лет конструктивно сотрудничал с различными министерствами и ведомствами в рамках программ сотрудничества, хорошо известен в судейских кругах). В конечном счете это хороший выбор, Михаил Лобов прекрасно ориентируется в практике Европейского Суда, хорошо знает технологию его работы и все «слабые» и «сильные» места российских законодательства и правоприменительной практики, что позволит ему сразу же, без раскачки и периода «вхождения в тему» приступить к своим обязанностям. Ну а нам остается лишь поздравить Михаила Борисовича с достойным избранием и пожелать ему твердости духа и сил, разбираясь с многочисленными российскими жалобами, находящимися на рассмотрении ЕСПЧ. В недалеком будущем его ждут весьма непростые процессы, чего стоит один только набор межгосударственных жалоб, да и другие «сюжеты» потребуют принципиальности и конструктивного подхода одновременно.
Из других новостей на себя обращает заключение Счетной палаты, проверявшей Минюст России на предмет исполнения федерального бюджета, сообщение о котором Минюст дал в своей новостной ленте 27 сентября 2021 г., особо отметив, что «согласно заключению, на 1 января 2021 г. у Минюста России отсутствовали неисполненные решения Европейского Суда по правам человека». Обратимся к первоисточнику. В частности, на странице 8 Заключения Счетной палаты РФ по Министерству юстиции РФ о результатах внешней проверки исполнения Федерального закона «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2020 год утверждается буквально следующее: «В 2020 году поступили для оплаты 309 решений Европейского Суда по правам человека, по которым осуществлены денежные выплаты на общую сумму 1 148 911,8 тыс. рублей (с учетом курсовой разницы), или 99,9 % от утвержденных бюджетных ассигнований в сумме 1 150 000,0 тыс. рублей. На 1 января 2021 г. у Минюста России неисполненных решений Европейского Суда по правам человека не числилось»[i]. И вот здесь, порадовавшись и за Минюст, и за заявителей, получивших причитающиеся им компенсации, хотелось бы обратиться к другому документу, а именно к материалам Комитета Министров Совета Европы. В документе CM/Del/Dec(2021)1398/D-add[ii] указано, что по состоянию на 19 февраля 2021 г. имелось 610 неисполненных в части денежных выплат постановлений ЕСПЧ по жалобам против РФ (во всяком случае, необходимая подтверждающая информация в КМСЕ не поступала или поступала не в полном объеме), а также 68 неисполненных решений об утверждении мировых соглашений (в том числе на основании односторонних деклараций властей), которые также находятся на контроле КМСЕ. Это числовые значения без учета постановлений и решений, предельный срок проведения выплат по которым наступил после 1 января 2021 г. и которые также указаны в этом документе КМСЕ от марта этого года. Некоторые неисполненные постановления остаются таковыми, судя по этому документу, аж с 2009–2011 годов. Безусловно, у Минюста могут быть на то объективные, в первую очередь, технические, причины, но это следовало бы уточнить в своей публичной декларации об успехах. Желающие могут самостоятельно проанализировать эту противоречивую статистику на сайте КМСЕ.
А пока что в этом номере нашего журнала мы представляем вам переводы 9-ти постановлений Суда по жалобам против России, прецедентное решение по жалобе против Республики Молдова (на него Европейский Суд регулярно ссылается в российских делах), новую Рекомендацию Комитета Министров СЕ REC(2021)2 «О мерах против торговли предметами, используемыми для смертной казни, пыток и иного жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания» и пояснительную записку к ней, а также ряд аналитических материалов наших постоянных авторов-экспертов.
Следите за нашими публикациями на сайте www.rpspress.ru, в Facebook www.facebook.com/echr.today и в нашем телеграм-канале t.me/echrnews А мы скоро вернемся к вам с ноябрьским номером!
Юрий Берестнев
Приобрести десятый номер журнала «Бюллетень Европейского Суда по правам человека» можно на нашем сайте по ссылке https://clck.ru/YUHst
Оформить подписку на 2022 год можно на сайте наших партнеров https://clck.ru/YUHwN
[i] См.:https://ach.gov.ru/upload/pdf/budget/grbs-2020/%D0%97%D0%B0%D0%BA%D0%BB%D1%8E%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B.... Заключение утверждено Коллегией Счетной палаты Российской Федерации 29 апреля 2021 г., однако Минюст сообщил эту новость применительно к постановлениям ЕСПЧ только в сентябре.
[ii] https://search.coe.int/cm/Pages/result_details.aspx?ObjectID=0900001680a1864b