0

Обновление судейского корпуса ЕСПЧ. Украинский эпизод

В 2021 и 2022 годах судейский состав Европейского Суда по правам человека проходит период существенного кадрового обновления. Первопричиной того, что за полтора года сменится почти половина состава судей, является принятый вступивший в силу в 2010 году Протокол № 14 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, который среди прочих новелл установил, что судьи ЕСПЧ могут избираться на 9 лет без права переизбрания. Ранее действовавшая система предусматривала возможность неоднократного переизбрания на 6-ти летний срок. И с начала десятых годов ранее существовавший процесс плавного обновления состава суда сменился своеобразными кадровыми «волнами», одну из которых Суд и переживает в настоящее время.

Казалось бы, каково значение для участников судебных процессов этой кадровой «турбулентности»? Ответ кроется в статусе судей Европейского Суда, роли их личности в отправлении правосудия в страсбургской системе. Роль национального судьи в рассмотрении жалоб как против его собственной страны, так зачастую и в отношении других стран очень велика. Сильный, авторитетный судья, обладающий еще и определенными дипломатическими навыками модератора дискуссии, может влиять на коллегиальную позицию судебного состава (комитетских «троек» и палат Суда) и, конечно же, на юристов Суда, которые являются основными «авторами» десятков тысяч проектов судебных актов, создаваемых в страсбургской системе.

При этом в соответствии с Европейской конвенцией судьи должны обладать «самыми высокими моральными качествами и удовлетворять требованиям, предъявляемым при назначении на высокие судебные должности, или быть правоведами с общепризнанным авторитетом» (пункт 1 статьи 21 Конвенции). Проблема здесь заключается в двух важных нюансах. Во-первых, кандидат должен отвечать одновременно обоим базовым критериям – и обладать соответствующими качествами, и являться общепризнанным авторитетом. И достичь согласия в оценке конкретных личностей исходя из этих обоих критериев весьма непросто. Если кандидат обладает моральными и другими и качествами, то совсем по-другому может оцениваться различными стейкхолдерами утверждение о наличии у него «авторитета», и наоборот, о его недостаточности, а то и отсутствии.

Но если с первым нюансом все более или менее понятно, то второй ставит совершенно неразрешимую задачу – каждый имеет в отношении «наличия авторитета» свое понимание. Толкование терминов «авторитет» и «общепризнанный» настолько сложно свести к единому «знаменателю», что, очевидно, всегда будет оставаться возможность их использования как в поддержку, так и против любого кандидата в судьи.

Эти сложности, усугубляющиеся чисто политическими факторами (причем как внутригосударственными, так и «внутристрасбургскими», а также межгосударственными отношениями среди стран – членов СЕ), и являются причиной того, что процедура избрания Парламентской Ассамблеей Совета Европы нового национального судьи почти в каждой стране проходит, мягко выражаясь, непросто. Польский список кандидатов был недавно отклонен комиссией ПАСЕ, российский прошел на голосование Ассамблеи в очень нервной обстановке (16 июня 2021 г. Комиссия ПАСЕ по выбору судей ЕСПЧ предложила Бюро ПАСЕ «не одобрять» представленный российскими властями список кандидатов по «процедурным основаниям». Однако уже 23 июня комиссия передумала отклонять список, указав, что российские власти представили «дополнительную информацию о процедуре национального отбора»), а вот украинский также был уже во второй раз в сентябре 2021 года отклонен.

При этом надо отметить, что Украина не может получить нового национального судью ЕСПЧ уже третий год. Из-за этого продлены полномочия судьи Анны Юдковской, чей срок полномочий истек еще в 2019 году. В практике Суда бывали подобные случаи, в частности, судья, избранный от Мальты, Джованни Бонелло исполнял обязанности судьи еще почти 6 лет после того, как в октябре 2004 года формально истек срок его мандата, поскольку ПАСЕ отклонила предложенные правительством Мальты кандидатуры, а новых достаточно долго не представляла, в том числе по причине якобы невозможности соблюсти принцип «гендерного равенства» кандидатов, на котором настаивали депутаты Ассамблеи и вслед за ними Комитет Министров Совета Европы.

Так что А. Юдковской еще далеко до «рекорда» Дж. Бонелло, но и значение национального судьи от Украины нельзя приуменьшить, хотя бы уже потому, что это государство – один из основных «поставщиков» жалоб в ЕСПЧ, число которых (и в рассмотрении которых должен в большинстве случаев так или иначе участвовать национальный судья) составляет к началу декабря более 11 300, находящихся на рассмотрении Суда.

Ранее, в мае 2021 года украинская конкурсная комиссия по отбору кандидатов для избрания судьей Европейского Суда по правам человека от Украины провела собеседования с кандидатами и приняла решение рекомендовать следующих трех кандидатов для избрания судьей ЕСПЧ от Украины:

  • Мережко Александра Александровича, народного депутата Украины от фракции «Слуга народа»;

  • Гнатовского Николая Николаевича, до марта 2021 года – председателя Европейского комитета по предупреждению пыток, с января 2007 года – доцента кафедры международного права КНУ им. Тараса Шевченко;

  • Нуриджанян Гаяне Сергеевну, старшего преподавателя юридического факультета Киево-Могилянской академии.

Здесь явным фаворитом для депутатов ПАСЕ был Н. Гнатовский, хорошо известный как в Страсбурге, так и во многих европейских странах как активный член, а в последние годы – председатель ЕКПП, одного из ключевых страсбургских механизмов защиты прав человека. Кстати, он входил и в первый шорт-лист 2019 года, также отклоненный ПАСЕ. Г. Нуриджанян создавала необходимый «гендерный баланс» списка. Впрочем, власти Украины своим кандидатом видели депутата правящей партии А.Мережко, что, возможно, и сыграло на настроении и отношении комиссии ПАСЕ.

Так или иначе, украинские власти, не будучи обескураженными возвратом предложенного ими списка кандидатов с формулировкой: «поскольку не все кандидаты соответствуют критериям для избрания в качестве судьи в Европейский Суд по правам человека», сразу же запустили новый отборочный конкурс, и 8 декабря Офис Президента Зеленского опубликовал новый список кандидатов. Лонг-лист больше чем наполовину состоит из уже ранее заявлявшихся кандидатов. Всего же среди полутора десятков кандидатов – 4 действующих судьи различных украинских судов, уже упомянутый Н. Гнатовский, Валерия Лутковская, в 2006–2011 годах являвшаяся заместителем министра юстиции Украины, затем Уполномоченным Украины при Европейском Суде по правам человека, а с 2012 по 2018 год – Уполномоченной Верховной Рады Украины по правам человека; до февраля 2020 года входила в трехстороннюю контактную группу по Донбассу. Также в списке российская правозащитница Оксана Преображенская, являвшаяся представителем заявителей по значительному числу жалоб в ЕСПЧ, действующая сотрудница секретариата Европейского Суда Виктория Чернийчук, Павел Пушкарь, начальник отдела Департамента исполнения постановлений ЕСПЧ Генерального директората по правам человека и верховенству права Генсекретариата Совета Европы, а также Дмитрий Супрун, с 2012 года – юридический советник в Офисе по предоставлению юридической помощи потерпевшим в Международном уголовном суде (Гаага), в 1998–2003 годах являвшийся юристом в секретариате ЕСПЧ.

Учитывая, что нынешняя судья ЕСПЧ от Украины А. Юдковская до своего избрания также работала непосредственно в секретариате этого Суда, да и в целом не исключительность такой практики (только что избранный российский судья М. Лобов почти 25 лет проработал в секретариате Совета Европы и Европейского Суда, ранее британский судья (2012–2016) Пол Махони до своего избрания проработал в ЕСПЧ многие годы и в 2001–2005 годах возглавлял его секретариат), наличие значительной группы страсбургских чиновников и околострасбургских экспертов делает вполне вероятным избрание нового судьи именно из их среды, как наиболее «понятных» и «неаллергичных» для европейцев. Впрочем, количество и неопределенность факторов, влияющих на итоговое голосование, так велико, что стоит подождать начала следующего года, когда президент Украины определится с шорт-листом кандидатов. Тогда оценить их шансы будет все-таки легче. Да и нынешней группе еще предстоит сдавать языковые тесты и другие отборочные фильтры.

Главный редактор журнала «Бюллетень Европейского Суда по правам человека» 
Юрий Берестнев




Возврат к списку