Пока польские власти, а также депутаты в ПАСЕ обличают Российскую Федерацию, Большая Палата Европейского Суда 15 марта 2022 г. (прямо в день исторической сессии ПАСЕ) огласила свое Постановление по делу «Гженда против Польши» (Grzęda v. Poland), жалоба № 43572/18. Европейский Суд по правам человека постановил 16 голосами «за» при одном «против», что имело место нарушение пункта 1 статьи 6 (право на справедливое судебное разбирательство) Европейской конвенции о правах человека.
Заявитель Ян Гженда является судьей. Дело касалось его исключения из Национального совета судебной власти (НССВ) до истечения срока его полномочий и невозможности для него добиться судебного пересмотра этого решения. Его удаление произошло в контексте судебной реформы в Польше.
Суд установил, в частности, что отсутствие судебного надзора нарушило право Я. Гженды на доступ к правосудию. Он постановил, что последовательные судебные реформы, включая реформу НССВ, затронувшие Я. Гженду, были направлены на ослабление независимости судебной власти. Это происходит в результате того, что судебная власть подвергается воздействию и вмешательству в свою деятельность со стороны исполнительной и законодательной ветвей власти в Польше. В Постановлении, в частности, отмечается: «Суд считает, что из-за отсутствия судебного надзора в данном деле государство-ответчик нарушило саму суть права заявителя на доступ к суду».
Данные вопросы впервые рассматривались в формате Большой Палаты Суда. В настоящее время на рассмотрении Европейского Суда находится еще около 93 жалобы на нарушение прав и свобод в связи с реорганизацией судов в Польше, рассмотрение которых теперь будет проходить с учетом правовых позиций, зафиксированных ЕСПЧ в постановлении по упомянутому прецедентному делу Яна Гженды.
Как мы уже отмечали ранее (см. https://clck.ru/dsQGE), данное дело необходимо рассматривать в широком контексте конфликта польских правонационалистических властей с европейскими институтами – органами Евросоюза, включая Суд в Люксембурге, а также Советом Европы и Европейским Судом по правам человека. После того, как Конституционный суд Польши 24 ноября 2021 г. объявил ряд положений Европейской конвенции по правам человека не соответствующими конституции страны, так как ЕСПЧ, по его мнению, руководствующийся Европейской конвенцией по правам человека, не обладает компетенцией по рассмотрению вопроса законности назначения судей в национальные суды и лишения их полномочий, 7 декабря 2021 года Генеральный секретарь Совета Европы Мария Пейчинович-Бурич официально направила запрос министру иностранных дел Польши Збигневу Рау, предложив властям Польши дать разъяснения о том, как в контексте этого решения Конституционного суда Польши «обеспечивается эффективное выполнение ими своих обязательств по Конвенции о защите прав человека и основных свобод». Этот демарш генсека был сделан в соответствии со статьей 52 Конвенции, указывающей, что по получении запроса от Генерального секретаря Совета Европы «каждая Высокая Договаривающаяся Сторона должна представить разъяснение относительно того, каким образом ее внутреннее право обеспечивает эффективное применение любого из положений настоящей Конвенции». В письме властям Польши предлагалось дать ответ до 7 марта 2022 г.
Какой-либо публичной информации об ответе польских властей не появилось, впрочем, всем им – и полякам, и генсеку – не до прав человека в Польше. Они заняты изгнанием России из организации.
Но вопрос о независимости польских судей никуда не исчез, и 15 марта Совет Европы устами Председателя ЕСПЧ Р. Спано, огласившего Постановление Большой Палаты по делу Гженды, прямо указал: впереди еще 93 дела (а теперь будет еще больше – другие польские судьи не преминут воспользоваться этим прецедентом), и к польским «реформам» СЕ еще вернется. Ранее ЕСПЧ уже отметил, что всем им и будущим жалобам против Варшавы по схожим вопросам будет уделяться приоритетное внимание.
Главный редактор журнала «Бюллетень Европейского Суда по правам человека»
Юрий Берестнев