0

КМСЕ определил юридические и финансовые последствия прекращения участия РФ в организации

Комитет Министров Совета Европы Резолюция CM/Res(2022)3 от 23 марта 2022 г. о правовых и финансовых последствиях прекращения членства Российской Федерации в Совете Европы
(принята Комитетом Министров 23 марта 2022 г. на заседании 1429bis)

Комитет Министров,

подтверждая свои решения по ситуации в Украине от 24 февраля 2022 г. (CM/Del/Dec(2022)1426bis/2.3) и вновь призывая Российскую Федерацию немедленно и безоговорочно прекратить свою агрессию против Украины;

напоминая о своем Решении от 25 февраля 2022 г. (CM/Del/Dec(2022)1426ter/2.3), которым после обмена мнениями с Парламентской ассамблеей в Совместном комитете было решено лишить Российскую Федерацию права представительства в Совете Европы в соответствии со статьей 8 Устава Совета Европы;

ссылаясь также на свою Резолюцию CM/Res(2022)1 о юридических и финансовых последствиях лишения Российской Федерации права на представительство в Совете Европы, принятую 2 марта 2022 г. (CM/Del/Dec(2022)1427/2.5) и соответствующее уведомление, направленное Российской Федерации в тот же день Генеральным секретарем;

приняв 10 марта 2022 г. решение о том, что Комитет Министров по-прежнему полон решимости действовать в тесном сотрудничестве с Парламентской ассамблеей в контексте дальнейших мер, которые необходимо принять в ответ на серьезные нарушения Российской Федерацией своих уставных обязательств в качестве государства – члена Совета Европы, и что Комитет Министров согласился проконсультироваться с Парламентской ассамблеей о возможном дальнейшем использовании статьи 8 Устава СЕ (CM/Del/Dec(2022)1428bis/2.3);

принимая во внимание единогласно принятое 15 марта 2022 г. Заключение Парламентской ассамблеи № 300, в котором она считает, что Российская Федерация более не может оставаться государством – членом Организации;

отмечая, что также было заявлено Парламентской ассамблеей в ее Заключении, что Совет Европы выступит с инициативами по поддержке и взаимодействию с правозащитниками, демократическими силами, свободными СМИ и независимым гражданским обществом в Российской Федерации;

принимая во внимание Резолюцию Европейского Суда по правам человека о последствиях прекращения членства Российской Федерации в Совете Европы в свете статьи 58 Европейской конвенции о правах человека, принятую 22 марта 2022 г.;

принимая во внимание статью 27 своих Правил процедуры, в соответствии с которой член Организации с приостановленным статусом получает уведомление от Генерального секретаря с изложением юридических и финансовых последствий последующего решения о прекращении его членства;

принимая во внимание юридические и финансовые последствия прекращения членства в Совете Европы в соответствии со статьей 8 его Устава, изложенные в документе CM(2022)70;

принимая во внимание Резолюцию CM/Res(2022)2, принятую 16 марта 2022 г. (CM/Del/Dec(2022)1428ter/2.3), в которой Комитет Министров принял решение в контексте процедуры, начатой в соответствии со статьей 8 Устава Совета Европы, что Российская Федерация перестала быть членом Совета Европы с 16 марта 2022 г.,

постановляет, что данное Решение влечет за собой следующие правовые и финансовые последствия:

1. Российская Федерация более не может претендовать на какое-либо право или считаться связанной какими-либо обязательствами, вытекающими из Устава Совета Европы или связанными с членством в нем, с учетом, однако, обязательств, которые она приняла в соответствии с этим Уставом в отношении любого факта, имевшего место до момента прекращения членства в Организации.

2. Российская Федерация больше не имеет права представительства в Комитете Министров и в Парламентской ассамблее, а также в каких-либо их дочерних органах или их структурах.

3. Российская Федерация больше не имеет права быть представленной в Конгрессе местных и региональных властей и в каких-либо его органах.

4. Любое участие Российской Федерации в мероприятиях и программах, организуемых Советом Европы, или в конференциях, созываемых Советом Европы, отныне регулируется действующими положениями или практикой, применимыми к участию государств, не являющихся членами Организации. В связи с тем, что проекты, реализуемые Программным офисом Совета Европы в Москве, прекращены, договоренности о функционировании Офиса более не применяются.

5. Российская Федерация перестает быть участником следующих частичных соглашений:

  • Международная группа сотрудничества по наркотикам и наркозависимости (Группа Помпиду);

  • Группа сотрудничества по предотвращению, защите от и организации помощи при крупных природных и техногенных катастрофах (EUR-OPA);

  • Европейский фонд поддержки совместного производства и распространения творческих кинематографических и аудиовизуальных произведений «Евроимаж»;

  • Расширенное частичное соглашение по спорту (EPAS);

  • Расширенное частичное соглашение о культурных маршрутах;

  • Расширенное частичное соглашение об обсерватории по преподаванию истории в Европе;

  • Европейская аудиовизуальная обсерватория.

Российская Федерация также перестает быть участником следующего расширенного соглашения:

  • Европейская комиссия за демократию через право (Венецианская комиссия).

6. Российская Федерация перестает быть участником расширенного соглашения о Группе государств против коррупции (ГРЕКО), за исключением случаев, когда ГРЕКО осуществляет свои функции в соответствии с Конвенцией об уголовной ответственности за коррупцию (СЕД № 173) в отношении Российской Федерации. Российская Федерация может продолжать участвовать в пленарных заседаниях ГРЕКО только тогда, когда последняя рассматривает отчеты об оценке и соблюдении Российской Федерации, как это предусмотрено в статье 8 (1) i Статута ГРЕКО, с целью предоставления и получения информации о таких отчетах, без права участия в обсуждении или принятии отчетов в соответствии со статьей 15 Устава ГРЕКО и без права голоса.

7. Российская Федерация перестает быть Высокой Договаривающейся Стороной Европейской конвенции о правах человека 16 сентября 2022 г. В соответствии с Резолюцией Европейского Суда по правам человека от 22 марта 2022 г. Суд сохраняет компетенцию рассматривать жалобы, направленные против Российской Федерации в связи с действиями или бездействием, которые могут представлять собой нарушение Конвенции, при условии, что они имели место до 16 сентября 2022 г. Комитет Министров продолжит осуществлять надзор за исполнением соответствующих постановлений ЕСПЧ и мировых соглашений, а Российская Федерация должна продолжить реализовывать их. Российская Федерация продолжает участвовать в заседаниях Комитета Министров, когда последний осуществляет надзор за исполнением постановлений ЕСПЧ, в целях предоставления и получения информации о судебных решениях, в которых она является государством-ответчиком или заявителем, без права участия ни в принятии решений Комитетом, ни в голосовании.

8. Без ущерба как для предыдущего параграфа, так и для обязательств, возложенных на Высокие Договаривающиеся Стороны Европейской конвенции о правах человека Генеральным соглашением о привилегиях и иммунитетах Совета Европы и 6-м Протоколом к нему, Российская Федерация прекратила свое участие с 16 марта 2022 г. в тех конвенциях и протоколах, заключенных в рамках Совета Европы, которые открыты только для государств – членов Организации. Однако Российская Федерация будет продолжать оставаться Договаривающейся стороной тех конвенций и протоколов, заключенных в рамках Совета Европы, на обязательность которых она выразила согласие и которые открыты для присоединения государств, не являющихся членами Организации. Условия участия Российской Федерации в этих документах будут определяться отдельно для каждого из них Комитетом Министров или в соответствующих случаях государствами-участниками.

9. Российская Федерация не сможет депонировать документы о ратификации или принятии конвенций или протоколов, подписанных до того, как она перестала быть государством – членом Организации, ее подписание таких конвенций и протоколов будет считаться прекращенным.

10. Российская Федерация обязана полностью выполнить свои финансовые обязательства, вытекающие из членства в Совете Европы и в частичных соглашениях, до даты прекращения членства в Организации, включая взносы за 2022 год, определяемые на основе pro rata temporis. Она также несет ответственность за всю задолженность, накопившуюся на дату прекращения ее членства. Генеральному секретарю предлагается проинформировать Российскую Федерацию о сумме ее финансовых взносов на 2022 год, в том числе в необходимых случаях – для конвенционных механизмов.

 



Возврат к списку