ПМЮФ-2022: Баланс публичных и частных интересов в условиях взаимных ограничительных мер

Сохранение баланса между интересами разных групп в условиях санкций

«Очень часто международно-правовые инструменты включают или вводят <…> оговорки гуманитарного порядка, <…> несмотря на введенный санкционный режим в отношении гуманитарной деятельности. <…> Мы видим довольно позитивный тренд. Мы видим в последних ограничительных режимах, вводимых на уровне Европейского союза, Соединенных Штатов соответствующие оговорки или специальные правовые режимы в отношении гуманитарных организаций, в частности Международного комитета Красного Креста», — региональный координатор по правовым вопросам Международного Комитета Красного Креста Андрей Козик.

Российские компании столкнулись со сложностями в защите своих интересов

«Мы столкнулись фактически с торговым эмбарго, которое введено против нас. Самое настоящее эмбарго. Любые договоры, любые производственные отношения со стороны иностранных контрагентов в отношении нас просто пресекаются. Мы натыкаемся на глухую стену. Причем в плане финансовых потерь теряют больше иностранные партнеры, а не мы. Вот для нас это парадокс», — заместитель начальника правового департамента ОАО «Российские железные дороги» Алексей Васильев.

«На текущий момент более тысячи иностранных компаний заявили так или иначе об ограничениях. Кто-то — о фактическом прекращении, кто-то — о приостановлении бизнеса, кто-то — об ограничении его и так далее. Что показала нам статистика? Статистика нам показала, что на текущий момент реальных сделок мы видим не более 5%, ну, может, пять с небольшим. Сделок с менеджментом этих иностранных компаний, которые находятся в России — порядка 2%. Больше 46% компаний просто приостановили деятельность», — партнер юридической компании «РКТ» Иван Гулин.

«Российским компаниям за границей сейчас практически невозможно судиться. Я даже говорю не только о компаниях, которые попали в санкции, компании, которые не попали в санкции, тоже испытывают огромные сложности с доступом к правосудию», — партнер, соруководитель судебно-арбитражной практики адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Валерий Еременко.

ПРОБЛЕМЫ

Одностороннее расторжение контрактов

«Эти две компании иностранных — это немецкая компания Siemens и испанская компания Talgo — в настоящее время расторгли с нами все договоры, какие только были с ними заключены. Расторгнуты договоры поставок, расторгнуты договоры технического обслуживания. От каждой компании мы получили порядка 3-4 довольно-таки больших писем. Все они написаны об одном и том же. Идет ссылка на санкции, которые были первоначально введены в феврале текущего года. Утверждается, что договоры в связи с введением санкций расторгаются, содержатся требования вернуть им все запасные части и не дотрагиваться до оборудования, которое используется для функционирования поездов. Утверждается, что все это является форс-мажором, ни за что иностранные контрагенты ответственности нести не хотят», — заместитель начальника правового департамента ОАО «Российские железные дороги» Алексей Васильев.

«Не стоит забывать об общей ИТ-системе. То есть, если она «хостится» где-то за рубежом, это тоже образует привязку к той или иной юрисдикции. Как разорвать общую ИТ-систему, каким образом ее реструктурировать, и, главное, как это сделать быстро и безболезненно для бизнеса — тоже большой вопрос», — партнер московского офиса «Бейкер Макензи» Владимир Ефремов.

В условиях санкций происходит «паралич» хоздеятельности компаний

«Мы видим риски полного паралича хозяйственной деятельности, такой жесткий разрыв договоров, которые были заключены», — доцент факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Владислав Старженецкий.

«По ситуации "паралича" совета директоров — совет директоров не может полноценно, в обычном режиме осуществлять свои полномочия, а ему все-таки в повестку дня включаются вопросы по одобрению сделок в рамках энергетических компаний. <…> И вот в рассматриваемой ситуации частный и публичный интерес совпадают, а именно частный интерес заключается в получении прибыли от продажи электроэнергии, тепловой энергии, мощности посредством обеспечения регулярного системного ремонта энергооборудования. А публичный интерес заключается в обеспечении бесперебойного надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей», — генеральный директор ПАО «Энел Россия» Жанна Седова.

РЕШЕНИЯ

Поиск новых подходов взаимодействия с иностранными партнерами

«Есть подход, <…> который говорит о том, что, в принципе, если компания может существовать изолированно, самостоятельно, не привлекая услуги штаб-квартиры, не пользуясь никакой технологической поддержкой, <…> не нужны никакие технологии, <…> у нас нет директора, который обязан принимать решения, которые бы в силу его персонального режима противоречили, например, правовому порядку Германии, то тогда действительно компания может принять соответствующее решение, изолироваться», — партнер московского офиса «Бейкер Макензи» Владимир Ефремов.

«Мы видим, что многие клиенты заинтересованы в обмене предприятиями. Те есть если, допустим, российский предприниматель владеет каким-то заводом, который располагается в Европе, почему бы ему не помочь произвести обмен этого предприятия на какой-то российский бизнес», — партнер юридической компании «РКТ» Иван Гулин.

Использование инструмента антиискового запрета

«Мы обратились в Арбитражный суд города Москвы с просьбой запретить компаниям Siemens и Talgo обращаться, инициировать против РЖД разбирательства в иностранных юрисдикциях. То есть мы обратились с заявлением получения так называемого <…> антиискового запрета. Дело в том, что во всех договорах, которые у нас были заключены с иностранными партнерами, везде указано в качестве подсудности — суд иностранной юрисдикции. Это Арбитражный суд в Париже и Арбитражный суд в Вене. <…> Тем не менее мы обратились в Арбитражный суд [города Москвы — Ред.], в настоящий момент эти дела рассматриваются», — заместитель начальника правового департамента ОАО «Российские железные дороги» Алексей Васильев.

Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: www.roscongress.org

Официальный сайт Форума: legalforum.info

#ПМЮФ #ПМЮФ22 #legalforumspb

Фото: Фотобанк Росконгресс



Возврат к списку