Уважаемые читатели!
Обычно в августовском номере нашего журнала мы, пользуясь летним перерывом в работе Европейского Суда, подводим промежуточные итоги юридического года и анализируем новые тенденции в работе страсбургского контрольного механизма, проявившиеся в текущем году. Но 2022 год изменил сложившийся ритм нашей работы. По мере приближения очередной критической даты – 15 сентября (мы о ней ранее неоднократно писали), ЕСПЧ ускоряет свою работу: только за июль этого года им оглашено 78 постановлений по делам против Российской Федерации (количество рассмотренных жалоб в них составило 216). А еще были десятки жалоб, объявленных неприемлемыми для рассмотрения по существу в формате единоличного судьи… И это за июль! А кроме того, за первые 6 месяцев этого года Европейский Суд рассмотрел и вынес решения по 3 396 жалобам, поданным в разные годы против Российской Федерации. Из них по 304 жалобам вынесено 275 постановлений, а остальные 3 092 объявлены различными судейскими форматами (комитетом из трех судей, единоличным судьей или палатой из семи судей) неприемлемыми для рассмотрения по существу либо производство по ним было прекращено по различным процессуальным основаниям.
Таким образом, темп работы Суда ускоряется, и хотя существенного прироста числа вновь поданных жалоб (ожидавшегося экспертами) удалось избежать (очевидно, основную роль в этом сыграло решение российских властей, принявших 11 июня с.г. известные федеральные законы №№ 180-ФЗ и 183-ФЗ не исполнять постановления ЕСПЧ, вступившие в силу после 15 марта 2022 г., что существенно демотивировало потенциальных заявителей), но даже это «ускорение» позволило пока что лишь стабилизировать число российских жалоб, находящихся на рассмотрении Суда. Их общее количество (учитывая, что часть рассмотрена, но есть и вновь поступившие) остается пока что в районе 17,5 тысяч, из которых (на 1 июля, это самая свежая доступная статистика) всего лишь 565 жалоб находятся на рассмотрении единоличного судьи (т.е. с большой долей вероятности будут объявлены неприемлемыми), 14 463 – рассматриваются комитетами из трех судей (это в основном хорошо отработанный судейский (точнее юристов – помощников судей) «конвейер», основывающийся на устойчивой прецедентной практике Суда и требующий лишь технического оформления текста постановления, и, наконец, еще есть 2 431 жалоба, рассматриваемая палатой из семи судей, – это те дела, которые, во-первых, имеют судебную перспективу по формально-процессуальным основаниям, во-вторых, поднимают либо принципиально новые правовые вопросы, ранее не рассматривавшиеся ЕСПЧ (во всяком случае, в российских делах), либо затрагивающие ранее рассмотренные Судом ситуации, по которым произошли определенные изменения в правоприменительной практике или нормативном регулировании. Итого, при сегодняшних темпах рассмотрения дел Европейскому Суду понадобится не менее трех лет, чтобы закончить работу с основной массой российских дел (возможно, какое-то количество наиболее сложных ситуаций будет рассматриваться еще дольше).
При этом остается нерешенным ряд вопросов начиная с того, будет ли российский судья участвовать в процессах после 15 сентября (наше экспертное мнение – нет) и каков будет статус (а также кто будет финансировать) работу нескольких десятков российских юристов – сотрудников Секретариата Суда, которые, собственно говоря, и делают (а, разумеется, не сам российский судья) львиную долю всей работы по подготовке жалоб к рассмотрению. Если судью и можно технически заменить судьями ad hoc, причем привлекаемыми Судом самостоятельно, в случае игнорирования властями предложения назначить такого судью, то все равно, останется вопрос о его процессуальном статусе в деле против государства, которое не участвует в процессе и которое не признает решения этого суда. Так что в ближайшие полтора месяца Страсбургу предстоит определиться, как работать дальше.
А мы пока кратко обратим ваше внимание на тематику постановлений, принятых ЕСПЧ по российским делам в первом полугодии. Наибольшее количество постановлений Суд вынес по жалобам на нарушения при проведении задержания и по условиям содержания под стражей (статьи 3 и 5 Конвенции соответственно). Ряд постановлений касался нарушения статьи 6 Конвенции в связи с несправедливым судебным разбирательством: увольнением судьи и невозможностью эффективно обжаловать данное увольнение, лишением заявителя возможности лично участвовать в судебном заседании по его делу в совокупности с содержанием в клетке в зале суда, осуждением заявителей по обвинению во взяточничестве в результате провокации, лишением заявителя права не свидетельствовать против самого себя и др. Несколько постановлений было вынесено по вопросу нарушения статьи 8 Конвенции, в частности при выдворении заявителя с территории России, при отказе в посещении заявителя, находящегося в исправительном учреждении, его женой, а также в связи с прослушиванием телефонных переговоров заявителей в ходе расследования уголовного дела.
Также Европейский Суд вынес ряд постановлений по жалобам, где затрагивались жизнь и здоровье заявителей (жалобы на нарушение статей 2 и 3 Конвенции). В частности, такие дела касались убийства родственника заявителя в ходе спецоперации, применения спецсредств (наручников) в отношении осужденных к пожизненному заключению, а также в связи с оказанием ненадлежащей медицинской помощи заявителям, содержащимся под стражей.
Таким образом, большинство рассмотренных дел касалось нарушений неполитического характера, которые должны, но не смогли предотвратить имеющиеся внутригосударственные механизмы защиты прав и свобод.
При этом Суд продолжал свои системные усилия по противодействию разрушению властями других государств фундаментальных основ демократической политической и государственной систем. Как мы уже неоднократно отмечали, одним из самых острых вопросов в Европе является тотальное подчинение судебной власти в Польской Республике правительству, которое контролируется националистической партией «Право и справедливость». В Страсбургский суд поступило и рассматривается несколько десятков жалоб действующих и уволенных польских судей, которых преследуют за критику судебной реформы, а формально – за ссылки в судебных решениях на практику ЕСПЧ или Суда Евросоюза в Люксембурге. Также оспариваются формирование дисциплинарной палаты Верховного Суда Польши и процедура назначения судей Конституционного Суда этой страны. В июле с.г. Европейский Суд продолжил рассмотрение этих дел, применяя, в частности, в порядке правила 39 своего Регламента обеспечительные меры, а также присваивая этим жалобам приоритетный характер (правило 41 Регламента) и коммуницируя их властям Польши. Не забудем, что в польском «досье» есть еще целая группа жалоб на жестокое обращение и другие нарушения прав беженцев – мигрантов из стран Ближнего Востока, пытавшихся массово пересечь белорусско-польскую границу. В условиях наплыва беженцев из Украины эти жалобы отошли в тень, но они никуда не делись и ждут своего разрешения. Так что полякам есть чем заняться кроме рассуждений о своей роли в европейской политике и постоянных инвектив в адрес Российской Федерации.
А мы продолжаем знакомить вас с постановлениями и решениями Европейского Суда по российским делам – в этом номере публикуются 13 переводов актов ЕСПЧ.
Самые свежие новости и комментарии – на нашем сайте и в телеграм-канале https://t.me/echrnews, а мы скоро вернемся к вам с сентябрьским номером!
Главный редактор журнала «Бюллетень Европейского Суда по правам человека»
Юрий Берестнев
Приобрести августовский выпуск журнала «Бюллетень Европейского Суда по правам человека» за 2022 год можно на нашем сайте https://clck.ru/vu4Qo