Европейский Суд ввел обеспечительные меры в связи с ситуацией вокруг Лачинского коридора

21 декабря 2022 года Европейский Суд по правам человека принял решение о введении обеспечительных мер в рамках рассмотрения межгосударственной жалобы «Армения против Азербайджана» (№ 4) (жалоба № 15389/22). Соответствующее ходатайство властей Армении касалось предполагаемого блокирования Азербайджаном Лачинского коридора, по которому жители Армении, находящиеся в Нагорном Карабахе, получают доступ к жизненно важным услугам и, в частности, к медицинской помощи. Межгосударственное дело «Армения против Азербайджана» (№ 4) касается утверждений властей Армении о множественных нарушениях статей 2 (право на жизнь), 3 (запрещение пыток, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение), 6 (право на справедливое судебное разбирательство) и 8 (право на уважение частной и семейной жизни) Европейской конвенции о правах человека, совершенных во время недавнего вооруженного конфликта вокруг Нагорного Карабаха. Соответствующая жалоба была подана в Европейский Суд по правам человека 24 марта 2022 г.

21 декабря 2022 года Суд (в лице председателя соответствующей Секции, которой данное дело было передано в производство) рассмотрел ходатайство о принятии обеспечительных мер, представленное властями Армении. В своем запросе о временных мерах, первоначально поданном 14 декабря 2022 г., армянские власти утверждали, что с 12 декабря якобы фальшивые азербайджанские «активисты-экологи» полностью перекрыли движение по автомагистрали в Лачинском районе, тем самым препятствуя перевозке тяжелобольных армян из Нагорного Карабаха в Армению для получения необходимой медицинской помощи. Также из-за блокирования дороги в зимних условиях и прекращения поставок продуктов питания и других предметов первой необходимости существенно осложнилась гуманитарная ситуация для проживающих в регионе 120 000 армян. Власти Азербайджана отрицают эти утверждения.

Одновременно армянская сторона утверждает, что Азербайджан прекратил подачу газа в Нагорный Карабах, вынудив закрыть школы. Однако средства массовой информации сообщают, что подача газа была восстановлена 19 декабря 2022 г.

Власти Армении потребовали, чтобы Европейский Суд предписал Азербайджану разблокировать Лачинский коридор и обеспечить безопасный проезд/проход тяжелобольным лицам и другим армянам, проживающим в Нагорном Карабахе, а также восстановить подачу природного газа.

Отмечая обязательства властей Азербайджана в соответствии со статьей 6 Трехстороннего заявления, подписанного 9 ноября 2020 г., «гарантировать обеспечение безопасности лиц, транспортных средств и грузов, движущихся по Лачинскому коридору в обоих направлениях», и напоминая им об их обязательствах по Европейской конвенции, Суд решил в целях надлежащего отправления правосудия указать властям Азербайджана в соответствии с правилом 39 своего Регламента принять все меры, находящиеся в пределах их юрисдикции, и обеспечить безопасный проход через Лачинский коридор тяжелобольных лиц, нуждающихся в медицинской помощи и лечении в Армении, а также других лиц, находящихся в дороге без крова или средств к существованию и пропитания.

Меры в соответствии с правилом 39 Регламента Европейского Суда принимаются в связи с рассмотрением соответствующего дела, не предрешая каких-либо последующих выводов относительно приемлемости или существа данной жалобы. Суд удовлетворяет такие просьбы только в «исключительных случаях», когда заявители могли бы в противном случае столкнуться с реальным риском необратимого вреда их жизни и здоровью. Вместе с тем в последние годы ЕСПЧ стал всё чаще применять обеспечительные меры при рассмотрении межгосударственных жалоб, фактически становясь стороной продолжающихся международных конфликтов. Учитывая, что само по себе полномочие по правилу 39 сформулировано и принято самим Судом, а не является нормой, прямо согласованной государствами в тексте международно-правового акта – Европейской конвенции (или дополнительных протоколов к ней), то всё более расширительное и самодеятельное развитие Судом своих полномочий, что является проявлением так называемого судейского активизма, вызывает растущее неприятие и критику правового сообщества и властей государств – участников Конвенции. Без сомнения, сам по себе институт обеспечительных мер необходим и полезен для повышения эффективности процесса отправления правосудия. Однако следует учитывать, что речь идет не о внутригосударственном гражданском процессе, а об имеющих совершенно иную правовую природу международно-правовых спорах. И здесь такой необходимый институт как обеспечительные меры должен устанавливаться (включая детальное описание соответствующей процедуры их принятия и ответственности за их последующее соблюдение) не самим Судом, а государствами, учреждающими данный Суд и добровольно соглашающимися на определенные ограничения своего суверенитета и выполнение соответствующих указаний Суда. Произвольное самостоятельное приписывание Судом самому себе (через постоянное «развитие» своего Регламента, принимаемого самими судьями) полномочий всё больше подрывает степень доверия государств к принимаемым Судом решениям и приводит в конце концов к систематическому невыполнению обеспечительных мер. Что, в свою очередь, серьезно подрывает авторитет Суда и саму систему защиты прав и свобод человека.

Главный редактор журнала «Бюллетень Европейского Суда по правам человека»
Юрий Берестнев



Возврат к списку