Постановление Европейского Суда по делу «Миличевич против Черногории» (Milićević v. Montenegro) от 6 ноября 2018 г., жалоба № 27821/16.
Заявителем по делу являлся Здравко Миличевич гражданин Черногории, 1966 года рождения, проживающий в г. Подгорица.
Дело касается его жалобы на то, что государственные органы не смогли защитить его от нападения психически нездорового человека.
В феврале 2013 года Х с молотком напал на заявителя Миличевича в его собственной кофейне. Заявитель был доставлен в больницу с травмами головы.
X был задержан, привлечен к ответственности за насильственные действия в отношении Миличевича. Также Х было назначено обязательное психиатрическое лечение в больнице. Кроме того, Х был признан виновным в том, что за четыре месяца до нападения на Миличевича нанес ножевое ранение другому человеку, причинив тому легкие телесные повреждения.
Миличевич возбудил гражданский иск о компенсации, заявив, что он сообщил в полицию об угрозах Х за несколько дней до нападения и о том, что Х уже нападал на других. В 2015 году суды не удовлетворили исковые требования заявителя, установив, что полиция действовала в соответствии с имеющимися нормами и что государство не несет какой-либо ответственности за возникший в этой связи ущерб.
В ходе обоих разбирательств выяснилось, что Х страдал шизофренией и долгое время находился на лечении в психиатрическом стационаре. Суды отметили, что он неоднократно прибегал к насилию, в том числе нападал на своих соседей и поджигал свою квартиру. Сотрудник полиции в суде также подтвердил, что он «знал, что Х всегда носил нож» и что у полиция часто получала жалобы на него.
X было разрешено проходить лечение амбулаторно в ноябре 2015 года. С апреля 2016 года он ежемесячно обследовался у специалиста.
Европейский Суд рассмотрел жалобу Миличевича на то, что государство не предотвратило нападение на него, несмотря на то что полиция знала об опасности, которую представляет X., в соответствии со статьей 8 (право на уважение частной и семейной жизни) Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Европейский Суд по правам человека установил нарушение статьи 8 Конвенции.
Заявителю было присуждено 4 500 евро в качестве компенсации морального вреда, а также 3 000 евро в качестве компенсации судебных расходов и издержек.