0

Лишение родительских прав матери, имеющей серьезное заболевание, и передача на усыновление ее ребенка не нарушили права заявительницы

Постановление Европейского Суда по делу «С.С. против Словении» (S.S. v. Slovenia) от 30 октября 2018 г., жалоба № 40938/16.

Заявительницей по делу является С.С., гражданка Словении, 1979 года рождения. У заявительницы была диагностирована параноидальная шизофрения. Дело касалось лишения ее родительских прав и передачи на усыновление ее четвертого ребенка. 

Все четверо ее детей находятся либо в приемных семьях, либо усыновлены. Третий ребенок живет со своим отцом во Франции.

Заявительница родила своего четвертого ребенка (дочь Е.) в 2010 году в Словении. Зная ее положение, работники социальной службы посетили ее в больнице сразу после рождения ребенка. Во время пребывания у своей матери в последующие несколько недель ей оказывалась различная социальная помощь. Однако, спустя месяц после рождения ребенка она оставила его с бабушкой и уехала во Францию. Ни бабушка, ни отец не хотели оформлять присмотр за ребенком, и власти сочли, что от ребенка отказались. Сначала ребенка приняли в приемную семью, а, в конечном итоге, в 2016 году она была удочерена. 

Удочерение было разрешено после судебного рассмотрения данного вопроса, инициированного органами опеки, которые сочли, что в интересах ребенка было необходимо вывести решение о лишении родительских прав заявительницы. Дело рассматривалось на трех различных уровнях юрисдикции, при этом заявительница принимала всестороннее участие и получала помощь адвоката. Суды основывали свое решение, в частности, на заключении психолога о том, что, несмотря на лечение психологических проблем, у заявительницы не было реальной возможности заботиться о своей дочери. Понимание заявительницей потребностей ребенка было ограниченным, и между ней и ребенком не было какой-либо эмоциональной связи. 

Во время рассмотрения данного дела органы опеки организовали мониторинг встреч матери и ее дочери. Тем не менее, после процедуры усыновления, суды в конечном счете отклонили ходатайство заявительницы о встречах с дочерью В 2017 году, установив, что какие-либо встречи будут травмирующими для ребенка, учитывая отсутствие со стороны матери какой-либо эмпатии и ввиду негативного отношения заявительницы к приемным родителям. Это решение было принято на основе заключения эксперта, который был назначен судом, а также на основе заключения социального работника, который руководил встречами между заявительницей и ее ребенком.

Ссылаясь, в частности, на статью 8 (право на уважение частной и семейной жизни), заявительница жаловалась на то, что лишение ее родительских прав было крайней мерой, поскольку это привело к полному разрыву ее связей с дочерью. 

Европейский Суд постановил, что права заявительницы нарушены не были. 

Европейский Суд отметил, что лишение родительских прав может быть оправдано только в исключительных обстоятельствах. В этой связи Европейский Суд указал, что решения, принимаемые судами в этой области, зачастую являются необратимыми, особенно в делах, подобном рассматриваемому, когда ребенок был отдан на усыновление. Соответственно, это область, в которой существует еще большая, чем обычно, необходимость в защите от произвольного вмешательства. 

Европейский Суд счел, что в данном деле суды должны были произвести нелегкую оценку прав заявительницы и ее ребенка. Принимая во внимание информацию, на основе которой суды Словении рассматривали дело заявительницы, Европейский Суд не счел необоснованными выводы судов о том, что лишение заявительницы родительских прав будет соответствовать интересам ребенка.



Возврат к списку