В постановлении Большой Палаты от 19 декабря 2018 г. по делу «Молла Сали против Греции» (Molla Sali v. Greece) (жалоба № 20452/14) Европейский Суд по правам человека единогласно постановил, что:
имело место нарушение статьи 14 (запрет на дискриминацию) Европейской Конвенции по правам человека во взаимосвязи со статьей 1 Протокола № 1 (защита собственности) Конвенции.
Дело касалось применения греческими судами исламских религиозных законов (законов шариата) в отношении наследственного спора между гражданами Греции, принадлежащими к исламскому меньшинству, против воли завещателя, покойного мужа Ч. Моллы Сали – грека, принадлежащего к исламскому меньшинству, который передавал все свое имущество жене по завещанию, составленному в соответствии с греческим гражданским законодательством.
Греческие суды решили, что завещание недействительно, поскольку, по их мнению, в данном случае должно применяться исламское наследственное право. Они постановили, что в Греции исламское право применяется в отношении греков исламского вероисповедания. Ч. Молла Сали, которую лишили трех четвертей наследства, заявила, что пострадала от разницы в отношении на основании вероисповедания, поскольку если бы ее муж не был мусульманином, то она бы унаследовала все его состояние.
Европейский Суд постановил, в частности, что разница в отношении, от которой пострадала Ч. Молла Сали будучи выгодополучателем по завещанию, составленному в соответствии с гражданским кодексом Греции греческим завещателем-мусульманином, по сравнению с тем, если бы она была выгодополучателем по завещанию, составленному в соответствии с гражданским кодексом Греции греческим завещателем-немусульманином, не может быть объективно и разумно обоснована.
Европейский Суд отметил, inter alia, что свобода вероисповедания не требует от Договаривающихся Сторон создания отдельной правовой системы для наделения религиозных общин особым статусом, предоставляющим им особые привилегии. В случае же, если государство – член Совета Европы создало такой статус, оно должно обеспечить условия, при которых критерии, установленные для группы, наделенной таким статусом, не носят дискриминационный характер. Кроме того, отказ представителям религиозного меньшинства в праве самостоятельно выбирать и получать выгоду от применения обычных законов приравнивается не только к дискриминации, но также и к нарушению основополагающего права в области защиты меньшинства – права на свободу самоопределения.
И, наконец, Европейский Суд отметил, что Греция является единственной страной в Европе, в которой до настоящего времени применяются законы шариата в отношении части населения без согласия последней. Это выявило особенную проблему в рассматриваемом деле, поскольку применение законов шариата создало ситуацию, которая привела к нарушению личных прав вдовы, унаследовавшей имущество своего мужа в соответствии с нормами гражданского законодательства и оказавшейся, тем не менее, в правовой ситуации, на которую не рассчитывали ни она, ни ее муж.
Заявительница, Чатитце Молла Сали 1950 года рождения, является гражданкой Греции и проживает в г. Комотини (Греция).
После смерти мужа Ч. Молла Сали унаследовала все его имущество согласно нотариально заверенному завещанию. Впоследствии две сестры покойного попытались оспорить законность завещания, утверждая, что их брат принадлежал к Фракийской мусульманской общине и что любой вопрос, связанный с наследованием в данной общине, регулируется исламскими законами и решается муфтием, а не положениями гражданского кодекса Греции. Они основывали свои доводы, в частности, на Севрском договоре 1920 года и Лозаннском договоре 1923 года, которые предусматривают применение мусульманских обычаев и исламского религиозного закона в отношении греческих граждан, исповедующих ислам.
Иски двух сестер были отклонены судом первой инстанции и апелляционными судами: в сентябре 2011 года Апелляционный суд Фракии постановил, что решение умершего человека, являвшегося гражданином Греции, исповедовавшего ислам и принадлежавшего Фракийскому религиозному меньшинству, воспользоваться услугами нотариуса для оформления завещания, лично определив лиц, которым он хотел бы завещать свое имущество, и выбрав соответствующие процедуры, совместимо с его законным правом распоряжаться своим имуществом после смерти на тех же основаниях, что и у других граждан Греции.
Однако Кассационный суд Греции отменил это решение, постановив, что вопросы наследования в рамках мусульманского меньшинства должны решаться муфтием в соответствии с законами шариата. Дело было передано в апелляционный суд, который 15 декабря 2015 г. постановил, что в отношении имущества умершего применяются мусульманские религиозные законы и что рассматриваемое завещание должно быть лишено юридической силы. Апелляция Ч. Молла Сали была отклонена 6 апреля 2017 г.
Жалоба Ч. Молла Сали была подана в Европейский Суд по правам человека 5 марта 2014 г.
6 июня 2017 г. Палата уступила юрисдикцию по данному делу Большой Палате Европейского Суда. Слушания по делу состоялись 6 декабря 2017 г. Для участия в процессе в качестве третьей стороны был допущен ряд общественных организаций (Греческий Хельсинский монитор, Христианский концерн и Хельсинкская лига по правам человека).
Судья Мартиньш Митс, избранный от Латвии, выразил совпадающее мнение.
В соответствии со статьей 44 Конвенции постановление Большой Палаты является окончательным.