0

Высылка двух осужденных марокканских граждан без надлежащей оценки обстоятельств дел нарушило их право на уважение частной жизни

Постановление Европейского Суда по делу «Сабер и Бугассаль против Испании» (Saber and Boughassal v. Spain) от 18 декабря 2018 г., жалобы №№ 76550/13 и 45938/14.

Заявители, Азиз Сабер и Хамза Бугассаль, являются гражданами Марокко, которые родились в 1985 и 1987 годах, соответственно. 

В июне 2008 года А. Саберу было назначено наказание в виде тюремного заключения (один год условно). В неустановленный день Х. Бугассалю также было назначено наказание в виде тюремного заключения (три года и один день) за незаконный оборот наркотиков. Генеральный директорат полиции и Гражданская гвардия инициировали разбирательство по делу о высылке заявителей на основании данных уголовных приговоров. 

11 ноября 2010 г. и 1 августа 2011 г. специальные подкомиссии распорядились о высылке заявителей, а также наложили четырехлетний запрет на въезд в страну для Азиза Сабера и десятилетний запрет для Хамзы Бугассаля. 

Заявители оспорили решения о высылке. 

22 июня 2011 г. административный суд отклонил апелляционную жалобу А. Сабера и оставил решение о высылке в силе. 9 июля 2012 г. административный суд частично удовлетворил апелляционную жалобу Х. Бугассаля и сократил запрет на въезд в Испанию до трех лет. В октябре 2012 года и мае 2013 года Верховный суд Каталонии отклонил дальнейшие жалобы, поданные заявителями. Верховный суд Каталонии отметил, что решения о высылке, вынесенные в отношении заявителей во исполнение пункта 2 статьи 57 закона «О правах и свободах иностранных граждан», не являются санкциями, а являются юридическим следствием вынесенных судами при рассмотрении уголовных дел заявителей приговоров, которыми предусматривалось лишение заявителей свободы. Из этого также следует, что пункт 5 статьи 57 того же закона неприменим и что нет необходимости рассматривать связи заявителей с Испанией. Верховный суд Каталонии также добавил, что вид на жительство А. Сабера не имеет значения в этой ситуации, поскольку высылка автоматически приводит к аннулированию любого права на проживание. Наконец, Верховный суд Каталонии счел, что осуждение А. Сабера по уголовному делу продемонстрировало, что он не соблюдал правила совместного проживания в принимающем его обществе и, следовательно, его нельзя считать имеющим прочные связи в Испании. 

Каждый из заявителей подал жалобу по процедуре amparo в Конституционный суд. Конституционный суд объявил жалобы неприемлемыми для рассмотрения по существу на том основании, что заявители не выполнили обязательства продемонстрировать, что их жалобы имеют особое конституционное значение. 

Жалобы были поданы в Европейский Суд по правам человека 29 ноября 2013 г. и 10 июня 2014 г. 

Европейский Суд отметил, что А. Сабер проживал один во время оспариваемого решения о высылке и что его отношения с матерью, братом и сестрами в Испании нельзя рассматривать как «семейная жизнь» по смыслу статьи 8 Конвенции при отсутствии дополнительных доказательств. Х. Бугассаль вступил в брак с гражданкой Марокко, которая приехала в Испанию в рамках воссоединения семьи, что позволило Суду установить, что в деле второго заявителя существовала «семейная жизнь». Оба заявителя получили временный вид на жительство до получения долгосрочного вида на жительство. Ввиду продолжительности их пребывания в Испании и с учетом их отношений с близкими родственниками, Суд счел, что оспариваемые меры, указанные в поданных жалобах, равносильны вмешательству в право заявителей на уважение их «частной жизни».

Европейский Суд не согласился с доводом властей государства-ответчика о том, что соблюдение баланса между, с одной стороны, правом на уважение частной и семейной жизни, а с другой – обеспечением общественного порядка уже было осуществлено законодательным органом при принятии пункта 2 статьи 57 закона «О правах и свободах иностранных граждан», который предусматривает высылку иностранных граждан, осужденных за умышленное преступление, наказуемое лишением свободы на срок более одного года. Европейский Суд указал, что характер и серьезность правонарушения, совершенного иностранным гражданином, являются лишь одним из критериев, которые должны быть оценены органами власти при решении вопроса о высылке граждан с учетом прав, гарантированных статьей 8 Конвенции. В данном деле органы власти уравновесили конкурирующие интересы исключительно с учетом срока действия решений о запрете во въезде в Испанию, вынесенных в отношении двух заявителей (четыре и три года соответственно). Верховный суд Каталонии прямо отказался рассматривать соразмерность оспариваемых мер, утверждая, что подпункт «b» пункта 5 статьи 57 закона «О правах и свободах иностранных граждан», в котором закреплено обязательство осуществлять оценку различных личных и семейных обстоятельств при вынесении решения о высылке долго проживающих лиц, не применима к ситуации заявителей. Верховный суд Каталонии постановил, что осуждение А. Сабера указывало на тот факт, что он не может считаться имеющим прочные связи в Испании, поскольку он не соблюдал правила совместного проживания в принимающем его обществе. 

Точно так же власти Испании не изучили природу и серьезность рассматриваемых приговоров, а также всех других критериев, установленных прецедентной практикой Суда, чтобы оценить необходимость вынесения решений о высылке и запрете въезда. Таким образом, Верховный суд Каталонии не принял во внимание продолжительность проживания заявителей в Испании, семейное положение Х. Бугассаля или устойчивость социальных, культурных и семейных связей заявителей с принимающей страной (Испанией) и страной назначения (Марокко). 

Европейский Суд установил, что власти не смогли найти баланс между всеми конкурирующими интересами для того, чтобы в соответствии с изложенными в прецедентной практике Суда критериями установить, были ли оспариваемые меры соразмерны преследуемым законным целям и, следовательно, были ли они «необходимы в демократическом обществе».

Заявители не предъявляли каких-либо требований в связи с компенсацией материального ущерба или морального вреда. Они просили отменить решения об их высылке и выдать новый испанский вид на жительство.

Европейский Суд указал, что государство-ответчик имеет право под надзором Комитета министров Совета Европы выбирать соответствующие средства выполнения своего обязательства по исполнению Постановления Суда при условии, что эти средства совместимы с выводами Постановления.



Возврат к списку