0

ЕСПЧ: Власти Италии не смогли обеспечить права заявителей, проживающих в районах токсичных выбросов с завода «Илва» в городе Таранто

Постановление Европейского Суда по делу «Корделла и другие против Италии» (Cordella and Others v. Italy) от 24 января 2019 г., жалобы №№ 54414/13 и 54264/15.

Заявителями по делу являлись 180 человек (52 человека в рамках жалобы № 54414/13 и 128 человек в рамках жалобы № 54264/15), проживающих или проживавших в г. Таранто или соседних районах Италии.

Завод «Илва» в г. Таранто является одним из крупнейших металлургических комбинатов в Европе. Он занимает площадь 1 500 гектаров и насчитывает около 11 000 сотрудников. Воздействие выбросов завода на окружающую среду и здоровье местного населения вызвало ряд тревожных научных докладов на этот счет. 

30 ноября 1990 года Совет министров Италии определил муниципалитеты с «высоким экологическим риском» (в этот список вошел и г. Таранто) и потребовал от Министерства окружающей среды Италии разработать план очистки соответствующих районов.

С конца 2012 года власти приняли ряд правовых актов, среди них так называемые законодательные декреты «Сальва-Илва» о деятельности компании «Илва». В соответствии с указом председателя Совета министров Италии от 29 сентября 2017 г. срок реализации мероприятий, предусмотренных экологическим планом, был продлен до августа 2023 года. В контексте иска об отмене и приостановлении исполнения этого указа представители района Апулия и муниципалитета Таранто обратились в Административный суд с жалобой на экологические и медико-санитарные последствия дальнейшего продления срока для осуществления природоохранных мер. Был также затронут вопрос о конституционности данной меры. Административное производство еще не завершено.

В отношении руководства «Илва» было возбуждено несколько уголовных дел за причинение серьезного экологического вреда окружающей среде, отравление пищевых продуктов, невозможность предупреждения несчастных случаев на производстве, ненадлежащее использование государственной собственности, выброс загрязняющих веществ и загрязнение воздуха. Некоторые из этих разбирательств завершились вынесением обвинительных приговоров в 2002, 2005 и 2007 годах. В частности, Кассационный суд Италии установил, что ответственность за загрязнение воздуха, сброс опасных материалов и выброс опасных частиц несет руководство завода «Илва» в г. Таранто. Кассационный суд также отметил, что выброс частиц продолжается, несмотря на многочисленные соглашения с местными властями в 2003 и 2004 годах.

В решении от 31 марта 2011 г. Суд Европейского союза постановил, что Италия не выполнила свои обязательства по Директиве Европейского Парламента и Совета Европейского союза, касающейся комплексного предотвращения загрязнений и борьбы с ними. В контексте начавшейся 16 октября 2014 г. процедуры в отношении Италии Европейская комиссия опубликовала мотивированное заключение с указанием властям Италии устранить серьезные проблемы, связанные с загрязнением. Комиссия отметила, что Италия не выполнила свои обязательства по обеспечению соблюдения металлургическими заводами Директивы о промышленных выбросах. 

Жалобы были поданы в Европейский Суд по правам человека 29 июля 2013 г. и 21 октября 2015 г. соответственно.

Ссылаясь на статью 2 Конвенции (право на жизнь) и статью 8 Конвенции (право на уважение частной жизни), заявители жаловались на то, что соответствующие органы власти не предприняли надлежащих правовых мер для защиты их здоровья и окружающей среды и что компетентные органы власти не предоставили им информацию о загрязнении и сопутствующих рисках для их здоровья. Европейский Суд решил рассматривать эти жалобы исключительно в соответствии со статьей 8 Конвенции. 

Ссылаясь на статью 13 Конвенции (право на эффективное средство правовой защиты), заявители утверждали, что не имели в своем распоряжении эффективных средств правовой защиты. 

Ссылаясь на статью 46 Конвенции (обязательная сила и исполнение постановлений), заявители по жалобе № 54264/15 просили применить процедуру пилотного Постановления. 

Европейский Суд счел, что 19 заявителей не имели статуса жертвы по смыслу Конвенции, поскольку не проживали в муниципалитетах, затронутых выбросами с завода «Илва» в г. Таранто (городами, которые были отнесены к населенным пунктам с высоким экологическим риском, являлись г. Таранто, г. Криспиано, г. Массафра, г. Монтемесола и г. Статте). Кроме того, указанные 19 заявителей не представили доказательств, что они лично пострадали от ситуации, на которую жаловались. 

Европейский Суд отметил, что с 1970-х годов научные исследования свидетельствуют о пагубном воздействии выбросов с завода «Илва» в г. Таранто на окружающую среду и здоровье населения. Действительно, выводы этих докладов, многие из которых были опубликованы государственными и региональными органами власти, не оспаривались сторонами. Среди прочих данных, отчет «Национальное эпидемиологическое исследование территории и населенных пунктов, подверженных риску загрязнения», опубликованный в 2012 году, подтвердил существование причинно-следственной связи между воздействием на окружающую среду вдыхаемых населением канцерогенных веществ, выбрасываемых заводом «Илва», и развитием опухолей в легких и плевре, а также патологией сердечно-сосудистой системы у людей, живущих в затрагиваемых областях. Кроме того, исследование 2016 года продемонстрировало причинно-следственную связь между воздействием мелких частиц в воздухе и диоксида серы из промышленных источников, обусловленных производственной деятельностью завода «Илва», и увеличением смертности от естественных причин, опухолей, заболеваний почек и сердечно-сосудистой системы у населения г. Таранто.

Европейский Суд отметил, что, несмотря на попытки властей Италии добиться уменьшения загазованности данного региона, реализованные проекты пока не принесли желаемых результатов. Меры, рекомендованные начиная с 2012 года в контексте проекта «Комплексное экологическое решение проблем», принятого с целью уменьшения пагубного воздействия завода на окружающую среду, в конечном итоге не были приняты; эта неудачная попытка стала причиной возбуждения процедуры рассмотрения вопроса о нарушении Италией своих обязательств в рамках структур Европейского союза. Кроме того, крайний срок выполнения плана по охране окружающей среды, утвержденного в 2014 году, был перенесен на август 2023 года. Таким образом, процедура, принятая для достижения поставленной цели в виде очистки региона, была чрезвычайно медленной. Между тем власти неоднократно предпринимали срочные меры (так называемые законодательные декреты «Сальва-Илва») для того, чтобы гарантировать продолжение производства металлоконструкций, несмотря на решения соответствующих судебных органов, основанных на химических и эпидемиологических экспертных заключениях о наличии серьезных рисков для здоровья людей и состояния окружающей среды. 

Кроме того, административный и уголовный иммунитет от преследования был предоставлен лицам, ответственным за обеспечение соблюдения экологических требований, а именно лицу, чья деятельность связана с управлением заводом (администратору), и будущему покупателю компании. Эта ситуация усугублялась неопределенностью, обусловленной, с одной стороны, финансовым крахом компании, и, с другой стороны, предоставленной будущему покупателю возможностью отложить очистные работы на территории завода. На настоящее время решение властями Италии экологических вопросов, связанных с производственной деятельностью завода «Илва», находится в стадии застоя. 

По обозначенным выше причинам Суд счел, что сохранение ситуации загрязнения окружающей среды ставит под угрозу здоровье заявителей и, в более общем плане, здоровье всего населения, проживающего в районах, подверженных риску, которое, как оказалось, остается без информации о прогрессе работ по очистке соответствующей территории, особенно в том, что касается сроков начала такой работы. Поэтому Суд отметил, что власти Италии не предприняли всех необходимых мер для обеспечения эффективной защиты права заявителей на уважение их частной жизни. Таким образом, справедливый баланс между заинтересованностью заявителей в том, чтобы места, где они проживают, не подвергались серьезному загрязнению, которое может повлиять на их благосостояние и их личную жизнь, с одной стороны, и, с другой стороны, интересам общества в целом, не был соблюден. Следовательно, имело место нарушение статьи 8 Конвенции. 

Европейский Суд также счел, что у заявителей не было эффективного средства правовой защиты, позволяющего им подавать в соответствующие органы власти свои жалобы в связи с невозможностью принятия мер по обеззараживанию районов, пострадавших от токсичных выбросов с завода «Илва». Следовательно, имело место нарушение статьи 13 Конвенции. 

Европейский Суд счел, что отсутствует необходимость применять процедуру пилотного Постановления. В этой связи Суд вновь заявил, что Комитет Министров Совета Европы, действуя в соответствии со статьей 46 Конвенции, должен сообщить властям Италии о мерах, которые в практическом плане следует предпринять для обеспечения исполнения Постановления Суда. Вместе с тем в этом контексте Суд подчеркнул, что работа по очистке завода и районов, пострадавших от загрязнения окружающей среды, является крайне важной и неотложной. Таким образом, утвержденный властями Италии экологический план, в котором указаны необходимые меры и действия по обеспечению охраны окружающей среды и здоровья населения, должен быть осуществлен как можно скорее.

 

Европейский Суд постановил, что установление нарушения само по себе является достаточной справедливой компенсацией морального вреда.



Возврат к списку