0

Турция провалила попытки сотрудничества при расследовании убийства, тогда как Кипр сделал все, что от него ожидалось

В постановлении Большой Палаты от 29 января 2019 г. по делу «Гюзелюртлу и другие против Кипра и Турции» (Guzelyurtlu and Others v. Cyprus and Turkey) (жалоба № 36925/07) Европейский Суд по правам человека постановил:

пятнадцатью голосами против двух, что отсутствовало нарушение статьи 2 (право на жизнь / расследование) Европейской конвенции по правам человека со стороны Кипра,

единогласно, что имело место нарушение статьи 2 Конвенции со стороны Турции.

Дело касалось расследования убийства в 2005 году трех граждан Кипра турецкого происхождения на территории, контролируемой правительством Республики Кипр. Преступники скрылись на территории Турецкой Республики Северного Кипра (далее – Северный Кипр). Расследование убийства параллельно осуществлялось властями Республики Кипр и Турции, включая власти самопровозглашенной Турецкой Республики Северный Кипр. Оба расследования зашли в тупик в 2008 году.

Заявителями по делу являются граждане Кипра турецкого происхождения, проживающие в Турецкой Республике Северного Кипра или в Великобритании. Все заявители являются родственниками Элмаса, Зеррин и Эйлюль Гузелюртлу, которые были застрелены на шоссе Никосия – Ларнака на территории, контролируемой правительством Республики Кипр, 15 января 2015 г. Элмас был найден мертвым в канаве, а его жена Зеррин и дочь Эйлюль – на заднем сидении машины, припаркованной на обочине. Власти Республики Кипр и Турции, включая Северный Кипр, проводили параллельные расследования убийства. Заявители, являющиеся родственниками жертв, предполагали, что отказ Турции и Кипра от сотрудничества привел к тому, что убийцы не предстали перед судом.

Власти Республики Кипр собрали улики на месте преступления и в доме жертв, произвели вскрытие, собрали показания свидетелей (включая родственников жертв), провели баллистические экспертизы и тесты ДНК. В результате расследования был сделан вывод, что жертвы были похищены и убиты в ночь на 15 января 2005 г., и определены восемь подозреваемых. Были выписаны внутренний и европейский ордеры на арест, и полиция Республики Кипр направила запрос в Интерпол на поиск и арест подозреваемых с последующей экстрадицией. Интерпол разослал «уведомления с красным углом». Подозреваемые также были помещены в «стоп-лист» Правительства Республики Кипр, таким образом их въезд и выезд из страны отслеживался или был запрещен.

Власти Турции (включая Северный Кипр) также предприняли серию шагов для расследования преступления, и к концу января 2005 года все подозреваемые были арестованы. Они не признали, что совершили преступление, и 11 февраля 2005 г. были отпущены в связи с отсутствием улик, связывающих их с убийствами.

Власти Северного Кипра запросили материалы дела с уликами против подозреваемых для завершения расследования. Власти Республики Кипр отказались передавать материалы дела и в ноябре 2008 года направили запрос об экстрадиции подозреваемых, которые на тот момент находились на территории Турции. Запросы на экстрадицию были возвращены полиции Кипра без ответа. Таким образом, расследование преступления в обоих государствах зашло в тупик. Дело не закрыто до настоящего времени.

Правительство Республики Кипр, Северный Кипр и заявители обращались также в Контингент Вооруженных сил ООН по поддержанию мира на Кипре (ВСООНК) по данному вопросу, проводились встречи, обмен телефонными звонками и корреспонденцией. Однако содействие ВСООНК в привлечении подозреваемых к ответственности не увенчалось успехом.

Европейский Суд решил, что оба государства должны были осуществлять сотрудничество.

Европейский Суд также признал, что Республика Кипр предприняла все действия, которые от нее можно было ожидать, для того чтобы добиться выдачи / экстрадиции подозреваемых со стороны Турции, в том числе передав Интерполу «уведомление с красным углом», т.е. международный запрос о разыскиваемых через Интерпол преступников и обвиняемых в совершении преступлений. Когда запрос в Интерпол не принес результата, Республика Кипр направила Турции запрос об экстрадиции. Власти Республики Кипр не могут быть обвинены в отказе передать все улики, а также передать расследование данного дела властям Северного Кипра или Турции. Это было бы расценено как отказ Республики Кипр от уголовной юрисдикции в отношении совершенного преступления на контролируемой ей территории в пользу судов непризнанного государственного образования в ее границах.

С другой стороны, Турция не предприняла каких-либо действий, требуемых в сложившихся обстоятельствах. Турецкая сторона игнорировала направляемые Республикой Кипр запросы об экстрадиции, возвращая их без ответа, что противоречит ее обязательствам согласно статье 2 Конвенции в свете других международных соглашений о сотрудничестве об ответе на запросы других Сторон Конвенции и, в случае отказа, о предоставлении обоснований такого решения.

Жалоба была подана в Европейский Суд по правам человека 16 августа 2007 г. 18 сентября 2017 г. Коллегия Большой Палаты удовлетворила ходатайства властей Республики Кипр и Турции о передаче дела на рассмотрение в Большую Палату. Слушания по делу в Большой Палате ЕСПЧ состоялись 28 марта 2018 г. в Страсбурге.

Правозащитной организации «AIRE Centre» было предоставлено право представить письменное мнение в качестве третьей стороны.

Европейский Суд постановил, что Турция должна выплатить каждому заявителю по 8 500 евро в качестве возмещения морального вреда. Кроме того, заявителям также должны быть компенсированы понесенные судебные издержки в размере 10 000 евро.

Судья Георгий Сергидес, избранный от Республики Кипр, выразил совпадающее мнение, а судьи Ишыль Каракаш, избранная от Турции, и Алеш Пейхал, избранный от Чешской Республики, выразили совместное особое мнение.



Возврат к списку