0

Назначение судей в Апелляционный суд Исландии противоречит принципу суда, созданного на основании закона

Дело «Гудмундур Андри Астрадссон против Исландии» (Guðmundur Andri Ástráðsson v. Iceland) (жалоба № 26374/18) касалось утверждения заявителя о том, что новый Апелляционный суд Исландии (Landsréttur) не был создан на основании закона.

Заявитель – Гудмундур Андри Астрадссон – гражданин Исландии, 1985 года рождения, проживающий в г. Коупавогюр (Исландия).

Апелляционный суд (Landsréttur) учрежден в Исландии в качестве нового судебного органа с 1 января 2018 г. В соответствии с новым Судебным актом Оценочный комитет экспертов был уполномочен оценивать кандидатов на посты первых пятнадцати судей нового суда. Заявки на должность судьи подало всего 37 человек, включая А.Е. В мае 2017 года председатель Комитета представил Министру юстиции (далее – министр) оценочный доклад со списком из 15 кандидатов, которые, по мнению Комитета, больше всего подходят на должности судей. А.Е. достался номер 18, поэтому она не была включена в список из 15 лучших кандидатов. Письмом от 29 мая 2017 г. министр направила свое предложение 15 кандидатов на должности судей Апелляционного суда в адрес Спикера парламента Исландии. В окончательном списке, направленном министром, содержалось только 11 из 15 лучших кандидатов, предложенных Комитетом. министр предложила назначить четырех других кандидатов, которые в оценочной таблице Комитета значились под номерами 17, 18, 23 и 30, включая А.Е. Министр представила аргументы в пользу внесенных ею изменений в решение Комитета.

1 июня 2017 г. парламент Исландии большинством голосов одобрил предложение министра по назначению 15 кандидатов судьями Апелляционного суда. 8 июня 2017 г. президент Исландии подписал указы о назначении данных кандидатов, включая А.Е.

Два кандидата, которые были в списке 15 лучших, но не вошли в окончательный список, представленный на утверждение парламенту, подали иски в окружной суд против государства Исландия, оспаривая законность процедуры назначения судей в Апелляционный суд. К 19 декабря 2017 г. Верховный суд Исландии вынес окончательные постановления по обоим делам, отказав заявителям в компенсации материального ущерба. Однако он присудил по 700 000 исландских крон (примерно 5 700 евро) каждому заявителю в качестве компенсации личного вреда. Верховный суд также постановил, что министр нарушила административное законодательство, не обосновав должным образом свои предложения, направленные в парламент, в частности, не проведя независимое расследование, которое бы выявило элементы, необходимые для оценки достоинств новых кандидатов, предложенных министром. Процедура в парламенте также не была соблюдена, поскольку парламент одобрил измененный список целиком, не голосуя за каждого кандидата по отдельности, как это предусмотрено законом.

Г. Астрадссон был осужден в марте 2017 года за управление автомобилем без водительских прав и в состоянии наркотического опьянения. Он пытался оспорить обвинение в Верховном суде. Поскольку Верховный суд не успел рассмотреть дело до конца 2017 года, то в соответствии с законодательством Исландии дело было передано в Апелляционный суд. В январе 2018 года Апелляционный суд сообщил Г. Астрадссону и органам прокуратуры имена трех судей, которые будут заседать в комиссии по рассмотрению его дела. В список трех судей также вошла А.Е. – один из кандидатов, представленных министром в обход решения Оценочной комиссии.

Г. Астрадссон подал ходатайство о замене А.Е. в связи с нарушениями в процедуре ее назначении судьей Апелляционного суда, однако его ходатайство было отклонено.

Решением от 23 марта 2018 г. Апелляционный суд оставил в силе постановление окружного суда по существу вопроса. В апреле 2018 года Г. Астрадссон обжаловал данное решение в Верховном суде. Его основным заявлением было то, что назначение А.Е. не соответствовало предусмотренной законом процедуре и что не было соблюдено его право на независимое и беспристрастное судебное разбирательство. Решением от 24 мая 2018 г. Верховный суд отклонил его жалобы. Верховный суд решил, что назначение А.Е. судьей было законным и что отсутствуют достаточные основания ставить под сомнение то, что Г. Астрадссон предстал перед независимым и беспристрастным судом, несмотря на погрешности в процедуре.

Жалоба была подана в Европейский Суд по правам человека 31 мая 2018 г.

В постановлении Палаты от 12 марта 2019 г. Европейский Суд большинством голосов постановил, что имело место нарушение пункта 1 статьи 6 (право на суд, созданный на основании закона) Европейской Конвенции по правам человека. Европейский Суд также единогласно постановил, что отсутствует необходимость изучения других жалоб заявителя в соответствии с пунктом 1 статьи 6 (право на независимый и беспристрастный суд) Конвенции.

Европейский Суд, в частности, отметил, что процесс назначения судьи в Апелляционный суд происходил с грубыми нарушениями применяемых в соответствующее время правил. Процесс был осуществлен в ущерб уверенности, которую судебная система в демократическом обществе должна вселять в общество, и противоречит самой сути принципа, что суд должен быть создан на основании закона.

Европейский Суд постановил, что власти Исландии обязаны выплатить заявителю 15 000 евро в качестве компенсации судебных расходов.



Возврат к списку