Дело «Аношина против Российской Федерации» (Anoshina v. Russia) (жалоба № 45013/05) касалось убийства брата заявительницы милиционером во время его нахождения в вытрезвителе.
Заявительница – Елена Алексеевна Аношина – гражданка Российской Федерации, 1956 года рождения, проживающая в г. Нижний Новгород.
Брат заявительницы – Александр Алексеевич Аношин, 51 года, в июле 2002 года был задержан нарядом милиции и помещен в вытрезвитель. Его оставили одного в комнате отдыха, однако спустя час он начал стучать в дверь и просить, чтобы его выпустили.
Сотрудник милиции М., который на тот момент заканчивал дежурство, оттолкнул его от двери и приказал успокоиться. Аношин упал на кровать и стал биться головой о стену. Затем он встал и подошел к М., который ударил его пять раз и с помощью деревяшки от сломанного стула попытался задушить. После этого М. положил Аношина на кровать и оставил его там. Аношин умер от асфиксии.
Следствие по делу, возбужденному органами прокуратуры, продолжалось четыре года, дело вели шесть разных следователей. Изначально сотрудники вытрезвителя сообщили, что нашли Аношина в плохом самочувствии в постели, однако позже они изменили свои показания и заявили, что он повесился. Согласно отчету судебно-медицинской экспертизы Аношин был жестоко убит, в чем были обвинены сотрудники вытрезвителя.
Сотрудник милиции М. впервые был допрошен только в марте 2006 года. Он был обвинен в убийстве и злоупотреблении должностными полномочиями в августе 2008 года и приговорен к 14 годам лишения свободы. Два других работника милиции были обвинены в халатном отношении к должностным обязанностям, однако эти дела были закрыты в связи с истечением срока давности.
В мае 2009 года Советский районный суд города Нижнего Новгорода присудил заявительнице и троим детям Аношина по 150 000 руб. (примерно 3 400 евро) в качестве компенсации морального вреда, причиненного убийством.
Жалоба была подана в Европейский Суд по правам человека 8 декабря 2005 г.
В постановлении Комитета от 26 марта 2019 г. Европейский Суд единогласно постановил, что имело место нарушение статьи 2 (право на жизнь) Европейской Конвенции по правам человека. Европейский Суд решил, что лишение Аношина жизни было неоправданным и что расследование данного преступления, которое длилось начиная с 2002 года на протяжении четырех лет не было проведено эффективно. В частности, следователи допросили основного обвиняемого только в 2006 году. Европейский Суд также постановил, что компенсация, присужденная судом Российской Федерации, была слишком мала. Европейский Суд постановил, что власти Российской Федерации обязаны выплатить заявительнице 36 600 евро (примерно 2 635 000 руб.) в качестве компенсации морального вреда.
Данное постановление является окончательным.