Дело «Томов и другие против Российской Федерации» (Tomov and Others v. Russia) касалось жалоб (№№ 18255/10, 63058/10, 10270/11, 73227/11, 56201/13 и 41234/16), поданных гражданами Российской Федерации, в отношении условий их перевозки из СИЗО в исправительные учреждения.
Заявителями по делу выступили семеро граждан Российской Федерации – Алексей Томов, Юлия Пунегова, Наталья Костромина, Евгений Раков, Дмитрий Васильев, Николай Рошка и Никита Баринов, 1966, 1985, 1978, 1969, 1958, 1965 и 1990 года рождения соответственно.
В ходе отбывания срока наказания А. Томов, Д. Васильев, Н. Рошка и Н. Баринов перевозились на дальние расстояния как автомобильным, так и железнодорожным транспортом. Их везли в отдаленные места лишения свободы, которые расположены от 900 до 2 200 км от мест их предварительного содержания. Этап перевозки железнодорожным транспортом включал, как минимум, одну ночную остановку, таким образом, заявители были лишены ночного отдыха, поскольку число заключенных, ехавших в вагонзаке, превышало количество спальных мест. Троим заявителям, которые перенесли самую длительную транспортировку, разрешили только два раза посетить туалет, им также было предоставлено по три кружки воды в день, а на одной из станций поезд простоял 15 часов при минусовых температурах без отопления.
Ю. Пунегова и Н. Костромина, которых транспортировали в автозаке, вынуждены были ехать в одноместном боксе, известном как «стакан», который представляет собой металлическую коробку 65 см на 50 см с одним сидением внутри. Их поместили в отдельный бокс, поскольку они женщины: на основании соответствующих нормативных актов определенные группы заключенных, относящихся к категории «уязвимых», такие, например, как женщины-заключенные или бывшие сотрудники правоохранительных органов, должны перевозиться отдельно от других заключенных.
Ю. Пунегова жаловалась на то, что теплый воздух из печки в центре автозака не попадал в ее камеру, которая была отделена тяжелой металлической дверью, и что она страдала от холода, поскольку ее перевозили в зимнее время. Н. Костромина, страдавшая от ожирения, вызванного сахарным диабетом, пережила семь поездок в «стакане», где она ехала вместе с другой женщиной-заключенной. Каждая поездка длилась от одного до двух часов.
В феврале 2011 года Е. Ракова перевозили во Владивосток, который находился в 200 км от места, где заявитель до этого отбывал заключение. Он жаловался в разные инстанции и суды на условия в ходе транспортировки, однако суды отклонили его жалобы, не заслушав ни Е. Ракова, ни его представителя.
Требования к транспортировке заключенных установлены Министерством юстиции Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Заявители подали жалобы в Верховный Суд Российской Федерации на то, что максимальное число заключенных, которых можно перевозить в вагонзаках, крайне велико, что ведет к переполненности вагонзаков. Верховный Суд Российской Федерации отклонил их жалобы, сославшись на то, что такие условия соответствуют правилам и не приводят к каким-либо травмам.
Жалобы были поданы в Европейский Суд по правам человека в период с 2010 по 2016 годы.
В Постановлении Палаты от 9 апреля 2019 г. Европейский Суд единогласно постановил, что имело место:
нарушение статьи 3 (запрет на бесчеловечное и унижающее достоинство обращение) Европейской конвенции по правам человека в отношении условий транспортировки шести заявителей, включая один досудебный период в отношении одного из этих заявителей;
нарушение статьи 13 (право на эффективное средство правовой защиты) Конвенции в отношении условий транспортировки шести заявителей, включая один досудебный период в отношении одного из этих заявителей;
нарушение пункта 1 статьи 6 (право на справедливое судебное разбирательство) Конвенции в отношении одного из заявителей, которому было отказано в возможности представить в суд требование о компенсации за непригодные условия содержания.
Европейский Суд также единогласно постановил, что власти Российской Федерации не смогли выполнить свои обязательства в соответствии со статьей 38 (обязательство предоставить необходимые условия для рассмотрения дела) Конвенции, поскольку они отказались предоставить нормативные акты, запрошенные Европейским Судом.
Европейский Суд постановил, что власти Российской Федерации должны выплатить заявителям от 1 500 до 3 500 евро в качестве компенсации морального вреда.
Европейский Суд решил, что выявленные нарушения вызваны главным образом соблюдением властями Российской Федерации устаревших стандартов по транспортировке заключенных, которые предполагают, в частности, что некоторые заключенные могут перевозиться в металлических камерах в автозаках, тогда как другие должны ехать круглосуточно в переполненных вагонзаках, где отсутствует достаточное количество спальных мест.
Согласно статье 46 (исполнение постановлений) Конвенции Европейский Суд отметил меры для улучшения существующей ситуации, которая представляет собой структурную проблему, и дал властям Российской Федерации 18 месяцев от даты вступления постановления в силу для принятия эффективных мер для предотвращения подобных нарушений.
В соответствии со статьями 43 и 44 Европейской конвенции по правам человека данное решение Палаты не является окончательным. В течение трех месяцев с момента его вынесения любая из сторон может подать ходатайство о пересмотре дела в Большой Палате Европейского Суда.
Фото Эрнест Мезак