В среду, 15 мая, в рамках IX Петербургского Международного Юридического Форума эксперты обсудили вопросы защиты прав граждан в международной и национальной практиках, а также вопрос эффективности права на этих уровнях.
Модератором дискуссии выступил судья Ad Hoc Европейского суда по правам человека, доцент кафедры коммерческого права СПбГУ Aндрей Бушев. Приветственное слово перед началом сессии сказал уполномоченный Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека – заместитель Министра юстиции РФ Михаил Гальперин. В обсуждении участвовали судья Конституционного суда РФ Николай Бондарь, председатель Государственного совета Турции Гюнгер Зеррин, заведующий кафедрой международного права МГУ им. М. В. Ломоносова Алексей Исполинов, Министр юстиции Словении Aндреа Катич, заведующий центром зарубежного законодательства и сравнительного правоведения Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Анатолий Ковлер, судья Конституционного суда Испании Кандидо Конде-Пумпидо, судья Европейского суда по правам человека Юлия Моток, заместитель Председателя Верховного суда РФ Татьяна Петрова, директор дирекции по правам человека Совета Европы Кристоф Пуарель и советник Президента РФ, председатель Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов.
По словам Михаила Гальперина, вопросы соотношения национальных и международных форм защиты являются ключевыми для современного права. «Эта тема очень важна не только для России, но и для всех государств, которые входят в Совет Европы. Вопрос решается по-разному, и Россия имеет свой путь», – сказал уполномоченный РФ при Европейском Суде по правам человека.
Спикер добавил, что вопрос наличия национальных средств правовой защиты тесно связан с территориями с так называемым «серым» статусом. «Конечно, важно, чтобы мы вместе определили, как сделать так, чтобы права людей, живущих на этих территориях, защищались. <…> Но без юридических иллюзий», – добавил Гальперин.
Николай Бондарь в своем выступлении затронул тему, заявленную для всего форума – «Право как искусство». «По моему мнению, правосудие – это тоже, может быть, высшая форма юридического проявления искусства. В связи с этим я вспомнил, что однажды Бисмарк, давая интервью, сказал, что политика – это искусство возможного, а я считаю, что правосудие – это искусство невозможное делать возможным. Это искусство поиска компромисса, баланса в ситуациях, которые, казалось бы, исключают возможность этого компромисса», – пояснил судья КС.
При этом он также отметил, что, признавая те или иные требования закона неконституционными, право переходит на более высокий уровень стандартов, которые связаны с содержанием законодательства. «В основе этого должна лежать конституционная максима: несправедливый закон не может иметь конституционного значения, и это невероятно ответственная, сложная задача, которая выполняется Конституционным судом», – отметил Николай Бондарь. Он добавил, что КС РФ очень активно взаимодействует с решениями Европейского суда и Европейской конвенции по правам человека – более 30% постановлений содержат отсылки к ним.
Председатель Государственного совета Турции Гюнгер Зеррин рассказала о том, как взаимодействие национальных и международных форм судебной защиты прав человека происходит в Турции. Спикер призвала коллег помнить, что международная защита прав – это дополнение к национальной.
Мысль турецкой коллеги продолжил Aнатолий Ковлер. Он подчеркнул, что в практике соотнесения норм существует конфликт толкований. В частности, это касается ситуаций, когда СМИ подают конфликты между КС и Европейским судом по правам человека как «жареные» факты. Тем не менее, по словам специалиста, это происходит со всеми государствами, такое явление распространено и не трагично.
Как отметил в своем выступлении Кристоф Пуарель, чтобы национальное и международное законодательства не вступали в конфликт, существует Европейская конвенция по правам человека. «Не может быть права без правовой защиты. Этот принцип, казалось бы, соответствует здравому смыслу. Право защищает тебя, только если у тебя есть средства защиты от нарушения этого права. Средства защиты обычно перебрасывают мостик от декларирования прав к их практическому осуществлению. Не удивительно, что Европейская конвенция во главу угла ставит вопрос о средствах защиты. Можно сказать, что это и является основной добавленной стоимостью, которую привносит система Конвенции. Конвенция не изобретает новых прав. Она просто расширяет механизмы эффективной судебной защиты этих прав в первую очередь, на национальном уровне, и уже дальше – на европейском уровне», – пояснил эксперт. Он уточнил, что наличие дела в Европейском суде по правам человека означает, что, к примеру, в России не достаточно внутренних эффективных средств судебной защиты прав.
Юлия Моток рассказала о том, что зачастую ЕСПЧ оставляет решение ряда вопросов на усмотрение внутренних судов. «В недавней судебной практике мы можем сказать, что суд все больше полагается на принцип субсидиарности и на доктрину свободы усмотрения», – заключила спикер.
Петербургский Международный Юридический Форум проходит с 14 по 18 мая в Восточном крыле Главного штаба Государственного Эрмитажа. Он проводится при поддержке Президента Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации.
Фото https://spblegalforum.ru/ru/news/20190515_judicial_protection_of_human_rights+