Дело «Квятковский против Польши» (Kwiatkowski v. Poland) (жалоба № 58996/11) касалось принятия Сеймом (парламентом Польши) доклада, относительно обвинений в коррупции в связи с принятием поправок к Закону о СМИ. Предположительно доклад поставил под сомнение репутацию заявителя и содержал в себе обвинения в совершении преступления, при этом заявитель не имел возможности использовать эффективные средства правовой защиты.
Заявителем по делу выступил Роберт Квятковский – гражданин Польши, 1961 года рождения, проживающий в г. Варшава (Польша). В период с 1998 по 2004 годы Р. Квятковский занимал пост председателя совета директоров государственной телевизионной корпорации.
В декабре 2002 года польская ежедневная газета опубликовала статью о коррупции в связи с парламентской работой над поправками к Закону о СМИ. В ней говорилось, что Лев Рывин, известный кинопродюсер, по указанию «группы власть предержащих лиц» якобы предложил свою помощь в обмен на определенные привилегии.
В январе 2003 года в Сейме была создана парламентская комиссия по расследованию для изучения данных обстоятельств. Впоследствии Сейм отклонил доклад комиссии, которая пришла к выводу, что Л. Рывин действовал в одиночку, и в сентябре 2004 года одобрила другой доклад, в котором был перечислен ряд известных личностей, которые были обвинены в совершении преступления, а именно в даче или получении взятки. Результаты проверки попали в СМИ.
Заявитель подал иск в суд о защите своей репутации. Иск был отклонен в ноябре 2009 года Окружным судом Варшавы, который пришел к выводу, что наличие заявленного ущерба не было подтверждено, поскольку заявитель является публичной личностью, а комиссия, как инструмент парламентской проверки действий правительства, действовала в рамках Конституции и закона. Суд добавил, что заявитель никогда не был обвинен или осужден в связи с рассматриваемым правонарушением.
Заявитель подал апелляционную жалобу, утверждая, что Сейм, а не суд, признал его виновным в уголовном преступлении. Апелляционный суд Варшавы отклонил его жалобу в апреле 2010 года по следующим причинам: комиссия была создана в соответствии с положениями действующего законодательства; дополнения к докладу были сделаны в рамках полномочий парламента, который не выносит постановления об уголовной ответственности, а высказывает мнение, которое не может заменить решение суда; заявитель мог передать данное дело на рассмотрение в суд, а доклад только подставил под сомнение общественную активность заявителя. В решении от 17 марта 2011 г. Верховный суд Польши отказал в рассмотрении жалобы заявителя.
В период с 2004 по 2008 год проводилось расследование по предположениям о коррупционных проявлениях, сопровождавших законодательный процесс по внесению изменений в Закон о СМИ, однако оно было прекращено в связи с истечением срока давности.
Жалоба была подана в Европейский Суд по правам человека 12 сентября 2011 г. Р. Квятковский жаловался на нарушение статьи 6 (право на справедливое судебное разбирательство) Европейской конвенции по правам человека в связи с тем, что он был признан виновным по уголовному преступлению Сеймом, а не судом.
В решении от 16 мая 2019 г. по данному делу Европейский Суд единогласно признал жалобу неприемлемой для рассмотрения по существу.
Европейский Суд признал, что Сейм не делал выводы об уголовной ответственности заявителя, а только выразил мнение относительно поведения публичного лица. Он не выдвигал обвинения и не осуждал заявителя, к нему не было применено каких-либо санкций. Европейский Суд отметил, что польские суды не отказывались от юрисдикции в отношении защиты репутации заявителя и рассматривали дело по существу. Он также подчеркнул, что польские власти не могли нести ответственность за действия представителей СМИ. Наконец, Европейский Суд признал, что предполагаемое вмешательство в личную жизнь заявителя соответствовало преследуемым законным целям.
Данное решение Европейского Суда является окончательным.
Photo by Ali Shah Lakhani on Unsplash