0

Депортация и несоблюдение обеспечительных мер привели к нарушению Конвенции

Дело «О.О. против Российской Федерации» (O.O. v. Russia) (жалоба № 36321/16) касалось депортации заявителя из Российской Федерации в Узбекистан, несмотря на обеспечительные меры, введенные Европейским Судом, приостанавливающие его выдворение.

Заявитель по делу – О.О. – гражданин Республики Узбекистан, 1989 года рождения. О.О. прибыл в Российскую Федерацию в 2012 году. В 2014 году он был осужден за участие в экстремистской организации, подделку документов и попытку незаконного пересечения границы. Заявитель был отправлен в колонию-поселение для отбытия наказания. В 2016 году миграционная служба издала постановление о депортации заявителя. Он оспорил данное решение в суде, утверждая, что в Узбекистане он обвиняется в религиозной экстремистской деятельности и поэтому относится к группе риска в связи с возможным жестоким обращением в случае его возвращения на родину. Суды отклонили его аргументы и пришли к выводу, что риск основывается на его домыслах.

Заявитель был освобожден 30 июня 2016 г. и сразу же вновь задержан в связи с его депортацией. Адвокаты заявителя связались с органами прокуратуры и миграционной службой, а также обратились в полицию, чтобы сообщить о том, что Европейский Суд по правам человека ввел обеспечительные меры (согласно правилу 39 Регламента Европейского Суда) за два дня до освобождения заявителя на время рассмотрения дела в Европейском Суде. В полиции заявили, что адвокаты приехали слишком поздно, чтобы снять О.О. с самолета, который уже готовился взлететь, тогда как представители прокуратуры заявили, что их проинформировали об обеспечительных мерах только уже после депортации заявителя.

По прибытии в Узбекистан О.О. был тут же арестован. В настоящее время он отбывает 7-летний срок заключения в исправительной колонии. Он утверждает, что в ходе расследования с ним плохо обращались и что условия содержания являлись бесчеловечными, что привело к потере зрения у заявителя и его попытке совершить самоубийство.

На основании статьи 3 (запрет бесчеловечного и унижающего достоинство обращения) Европейской конвенции по правам человека О.О. жаловался на то, что власти Российской Федерации не учли его аргументы о том, что он может столкнуться с реальным риском жестокого обращения в случае депортации в Узбекистан. Он также утверждал, что при его депортации не были учтены обеспечительные меры, установленные Европейским Судом, в нарушение статьи 34 (право на индивидуальную жалобу) Конвенции.

В постановлении от 21 мая 2019 г. Палата Европейского Суда постановила, что имело место нарушение статьи 3 Конвенции в связи с решением властей Российской Федерации о депортации заявителя в Узбекистан, а также нарушение статьи 34 Конвенции. Кроме того, Европейский Суд принял решение об отмене обеспечительных мер, предусмотренных статьей 39 Регламента Европейского Суда.

Европейский Суд постановил, что власти Российской Федерации обязаны выплатить заявителю 20 000 евро в качестве компенсации морального вреда и 5 000 евро в качестве компенсации судебных издержек.

В соответствии со статьями 43 и 44 Европейской конвенции по правам человека данное решение Палаты не является окончательным. В течение трех месяцев с момента его вынесения любая из сторон может подать ходатайство о пересмотре дела в Большой Палате Европейского Суда.

Photo by Skitterphoto from Pexels



Возврат к списку