0

Ухудшение условий содержания заключенного в ходе забастовки надзирателей – унижающее достоинство обращение

Дело «Класенс против Бельгии» (Clasens v. Belgium) (жалоба № 26564/16) касалось ухудшения условий содержания заявителя в тюрьме коммуны Итр (Бельгия) во время забастовки тюремных надзирателей в апреле–июне 2016 года.

Заявитель по делу – Джон Класенс – гражданин Бельгии 1983 года рождения, отбывающий наказание в тюрьме коммуны Итр (Бельгия). В апреле 2016 года началась забастовка тюремных надзирателей, которая затронула тюрьмы Брюсселя и Валлонии. В результате гарантированное минимальное материальное обеспечение содержания заключенных более не предоставлялось, соблюдение обычного тюремного режима было приостановлено в большей или меньшей степени в зависимости от тюрьмы.

В мае 2016 года Д. Класенс подал срочную жалобу на имя председателя трибунала первой инстанции с требованием поручить властям Бельгии восстановить обычный тюремный режим и с жалобой на условия содержания. На следующий день председатель трибунала первой инстанции частично удовлетворила его запрос, издав судебный приказ властям Бельгии предоставить и/или восстановить режим содержания, предусмотрев компенсацию в 10 000 евро за каждый день неисполнения судебного приказа. Спустя три недели, в связи со сложностями в исполнении приказа, Д. Класенс направил властям Бельгии требование о выплате компенсации. Власти Бельгии подали апелляционную жалобу.

В апреле 2017 года апелляционный суд, в который обратились власти Бельгии, по большей части поддержал приказ, вынесенный председателем трибунала первой инстанции; однако он сократил размер компенсации до 250 евро в день. В своем постановлении апелляционный суд отметил, в частности, что условия содержания заключенных были значительно ухудшены в нарушение статьи 3 Конвенции.

Забастовка в тюрьме Итра закончилась в июне 2016 года. Тюремная надзорная коллегия подготовила обобщенный отчет об условиях содержания, в которых находились заключенные. С 7 по 9 мая 2018 г. в Итрскую тюрьму посетили ad hoc представители Европейского Комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания.

Жалоба была подана в Европейский Суд по правам человека 13 мая 2016 г. В постановлении Палаты от 28 мая 2019 г. Европейский Суд единогласно постановил, что имело место:

нарушение статьи 3 (запрет на бесчеловечное и унижающее достоинство обращение) Европейской конвенции по правам человека, а также

нарушение статьи 13 (право на эффективные средства правовой защиты) Конвенции.

Европейский Суд установил, что условия содержания Д. Класенса во время забастовки надзирателей приравниваются к унижающему достоинство обращению.

В течение почти двух месяцев Д. Класенс не имел доступа к какой-либо деятельности за пределами своей камеры, он содержался в ней 24 часа в сутки, за исключением одного часа один раз в три дня, когда его выводили во двор на прогулку; он имел возможность воспользоваться душем только один или два раза в неделю, без возможности получения средств гигиены, выдача которых была прекращена. Кроме того, задержанные оказались заложниками отказа большого числа тюремных служащих работать, что привело к нерегулярности и ненадежности предоставления минимального материального обеспечения содержания. Заключенные не знали, когда закончится забастовка и, следовательно, не понимали, улучшается ли ситуация, поскольку они были лишены возможности поддержания каких-либо контактов с внешним миром, будь то использование телефона, визиты родственников или встречи со своими адвокатами. Из-за забастовки тюремный персонал существенно сократился.

Европейский Суд решил, что совокупный эффект отсутствия продолжающейся физической активности, повторяющихся отказов в получении гигиенических средств, отсутствие контакта с внешним миром и неуверенность в удовлетворении основных потребностей привели к тому, что Д. Класенс подвергся сильному стрессу, который перерос в «непреодолимый уровень страданий», связанный с содержанием под стражей.

Европейский Суд также постановил, что бельгийская система – в том виде, в котором она функционировала в соответствующий период времени – не обеспечивала на практике эффективные средства правовой защиты, другими словами, средства защиты, способные исправить ситуацию, жертвой которой стал Д. Класенс, и предотвратить продолжение выявленных нарушений.

Европейский Суд постановил, что власти Бельгии обязаны выплатить Д. Класенсу 3 400 евро в качестве компенсации морального вреда и 2 300 евро в качестве компенсации судебных расходов и издержек.

В соответствии со статьями 43 и 44 Европейской конвенции по правам человека данное решение Палаты не является окончательным. В течение трех месяцев с момента его вынесения любая из сторон может подать ходатайство о пересмотре дела в Большой Палате Европейского Суда.

Photo by Larry Farr on Unsplash



Возврат к списку