0

Власти Испании нарушили право заявителя на уважение семейной жизни, не позволив ему восстановить контакт со своей младшей дочерью

Дело «Хаддад против Испании» (Haddad v. Spain) (жалоба № 16572/17) касалось передачи младшего ребенка заявителя в приемную семью.

Заявитель по делу – Ваэль Хаддад – гражданин Сирии 1976 года рождения, проживающий в г. Мадриде (Испания). В январе 2012 года В. Хаддад и его жена, подданная Испании, в связи с началом военных действий покинули Сирию вместе с тремя несовершеннолетними детьми и переехали в Испанию. Через месяц после переезда жена заявителя подала на него заявление по обвинению в домашнем насилии. 2 февраля 2012 г. судья вынес временный приказ о защите, который включал уголовную меру пресечения, состоящую в запрете мужу приближаться к жене и их трем детям и общаться с ними, а также гражданскую меру пресечения, которая заключалась во временном лишении В. Хаддада его родительских прав и обязанностей.

15 июня 2012 г. правительство провинции Мадрид объявило трех детей (в возрасте девяти, шести и одного года) юридически беспризорными и поместило их в центр временного пребывания. В. Хаддад не был проинформирован об этом. Он узнал из заметки, опубликованной в официальной газете г. Мурсия (Испания), что на слушаниях было принято решение о том, что над детьми будет установлена опека. Ему также позвонил работник департамента защиты детей. 27 сентября 2013 г. уголовный суд вынес оправдательный приговор в отношении заявителя по всем пунктам обвинения и отменил уголовные и гражданские меры пресечения, наложенные судьей 2 февраля 2012 г.

11 февраля 2015 г. суд первой инстанции г. Мурсия узаконил нахождение дочери заявителя в приемной семье в связи с ее удочерением. 13 марта 2015 г. В. Хаддад и его жена подали отдельные апелляционные жалобы. 7 апреля 2016 г. Провинциальный суд Мурсии отклонил жалобы и поддержал решение суда первой инстанции.

26 декабря 2016 г. региональные власти приостановили надзор со стороны департамента защиты детей в отношении двух сыновей заявителя и узаконили их возвращение к отцу. В. Хаддад подал жалобу в Конституционный суд. Он утверждал, что судебные решения мешали его дочери воссоединиться с семьей в связи с серьезными ошибками в различных отчетах местных властей, на которых суды основывали свои решения. Конституционный суд признал жалобу неприемлемой для рассмотрения по существу.

Жалоба в Европейский Суд по правам человека была подана 22 февраля 2017 г. В постановлении Палаты от 18 июня 2019 г. Европейский Суд единогласно постановил, что имело место нарушение статьи 8 (право на уважение частной и семейной жизни) Европейской конвенции по правам человека.

Европейский Суд указал, что местные власти Испании должны были предусмотреть иные, менее радикальные меры, нежели передача приемной семье младшей дочери заявителя, и должны были принять во внимание запросы заявителя на установление контакта с ней, как минимум после того, как уголовное преследование в отношении заявителя было прекращено. Они не предприняли надлежащих и достаточных усилий для обеспечения уважения права заявителя жить со своей дочерью вместе с ее братьями.

Европейский Суд предложил местным властям пересмотреть в установленный срок ситуацию в отношении заявителя и его младшей дочери в свете вынесенного постановления и принять надлежащие меры в интересах ребенка. Европейский Суд принял точку зрения, что наиболее правомерной формой компенсации будет восстановление ситуации с заявителем и его дочерью в максимально короткий срок таким образом, чтобы она соответствовала положениям статьи 8 Конвенции.

Кроме того, Европейский Суд отметил, что законодательство Испании предусматривает возможность пересмотра вступивших в силу решений, которые постановлением Европейского Суда были признаны нарушающими Конвенционные права, в соответствии со статьями 510 и 511 Гражданско-процессуального кодекса Испании.

В соответствии со статьями 43 и 44 Европейской конвенции по правам человека данное решение Палаты не является окончательным. В течение трех месяцев с момента его вынесения любая из сторон может подать ходатайство о пересмотре дела в Большой Палате Европейского Суда.

Photo by Steven Van Loy on Unsplash




Возврат к списку