0

Власти Соединенного Королевства должным образом провели расследование в отношении убийства в Ираке семи военных полицейских в 2003 году

Дело «Миллер против Соединенного Королевства» (Miller v. United Kingdom) (жалоба № 32001/18) касалось жалобы заявителя на то, что власти Великобритании не провели эффективного расследования гибели его сына, младшего сержанта Саймона Миллера, и других служащих Королевской военной полиции в Ираке в 2003 году.

Заявитель – Джон Джордж Миллер, подданный Великобритании, 1951 года рождения, проживающий в г. Вашингтон (Великобритания). Его сын, младший сержант Саймон Миллер, служил в Ираке после вторжения туда войск ряда стран, возглавляемых США, в 2003 году. Вместе еще с пятью служащими Королевской военной полиции С. Миллер был убит 24 июня 2003 г. после нападения толпы на полицейский участок в г. Маджар-эль-Кабир в провинции Мейсан на юго-востоке Ирака. Служащие Королевской военной полиции работали с местной полицией как часть миссии по восстановлению и поддержанию закона и порядка.

В период с июля 2003 года по февраль 2005 года в армии было осуществлено несколько расследований, в том числе расследования, проведенные под руководством Объединенного командования, Отделом специальных расследований и Комиссией по расследованию. Выводы Отдела специальных расследований, направленные в Центральный уголовный суд в Багдаде в апреле 2004 года, выявили семерых подозреваемых, хотя ни один из них впоследствии не был обвинен в смерти военнослужащих.

В марте 2006 года было проведено расследование коронером Великобритании, итогом которого стал вывод о смерти в результате убийства. В частности, коронер обнаружил, что Королевская военная полиция поддерживала тесную связь с местной полицией и что отсутствовали явные сигналы о потенциальных волнениях в регионе. Было также отмечено, что служащие Королевской военной полиции не были снабжены спутниковыми телефонами, несмотря на ранее выданное указание, что все патрули должны иметь их при себе. Коронер также обнаружил, что мужчины были убиты кем-то из толпы иракцев в полицейском участке.

В 2008 году родственники семей обратились в страсбургский суд в связи с отказом лондонской полиции проводить расследование в отношении действий военного командования, которое якобы не смогло защитить солдат, однако жалоба была отклонена в связи с тем, что не были использованы все внутригосударственные средства правовой защиты.

Запросы заявителя в адрес Государственного министра вооруженных сил о проведении независимой проверки были отклонены в конце 2010 года и в июле 2012 года. Действия матери другого офицера Королевских вооруженных сил, направленные на судебный пересмотр дела, также были отклонены Верховным судом; данное решение было оставлено судом апелляционной инстанции в июле 2015 года без изменений. Апелляционный суд, в частности, постановил, что обязательство государства согласно статье 2 Европейской конвенции по правам человека о проведении эффективного расследования было выполнено посредством проведения проверок Комиссией по расследованию и коронером, а также что вопросы, связанные с необеспечением персонала спутниковыми телефонами, уже решены.

В 2013 году адвокат заявителя подал запрос Генеральному прокурору о рассмотрении заявлений, поданных в Верховный суд, для проведения нового расследования гибели четырех из шести мужчин на основании предполагаемых новых данных о возможном применении насилия в районе, где произошел инцидент, и о времени и обстоятельствах гибели военнослужащих. В июне 2017 года Главный прокурор отказал в рассмотрении заявления о проведении нового расследования, данное решение было оставлено в силе в январе 2018 года.

Жалоба была подана в Европейский Суд по правам человека 2 июля 2018 г. Решением от 25 июля 2019 г. Европейский Суд единогласно признал жалобу неприемлемой для рассмотрения по существу.

Европейский Суд отметил, в частности, что было проведено несколько расследований, включая проверку коронером, то есть государством были выполнены все обязательства, предусмотренные статьей 2 Конвенции, о проведении эффективного расследования.

Европейский Суд не счел, что отказ Главного прокурора в 2017 году, оставленный в силе в 2018 году, о передаче заявления в Верховный суд для проведения новой проверки является свидетельством того, что государство не смогло провести последовательную серию проверок или предпринять обоснованные шаги для обеспечения эффективного и независимого расследования.

Данное Решение Европейского Суда является окончательным.

Photo by A Perry on Unsplash

 



Возврат к списку