0

Европейский Суд по правам человека отмечает 60 лет работы на благо мира, демократии и толерантности

Линос-Александр Сицилианос, Председатель Европейского Суда по правам человека

Европейский Суд по правам человека был основан 60 лет назад, спустя 10 лет после основания его «материнского» института – Совета Европы. В условиях растущей неопределенности вокруг основных ценностей, которые представляют два этих учреждения, и нежелания их принимать, важно напомнить об огромном вкладе, который внес и продолжает вносить Европейский Суд в дело защиты прав человека, демократии и, главным образом, в защиту мира. Будучи Председателем Европейского Суда, я бы хотел воспользоваться возможностью, чтобы этот юбилей напомнил всем о важном, но хрупком механизме, имеющем огромное значение и важность в сегодняшнем крайне сложном и непредсказуемом международном контексте.

Сила Европейской системы защиты прав человека и решительный прорыв в системе традиционного понимания международного права и ответственности государства заключается в том, что Европейская конвенция по правам человека предусматривает учреждение суда для обеспечения условий, при которых будет осуществляться контроль за соблюдением государствами-членами своих обязательств. Впервые граждане могли подать жалобу на предполагаемое нарушение защищаемых прав и свобод против любого государства-члена, в чьей юрисдикции произошло предполагаемое нарушение. Впервые был учрежден международный надзорный механизм, способный выносить юридически обязывающие решения, исполнение которых является предметом коллективного надзора со стороны Комитета Министров Совета Европы. Таким образом, государства – участники Конвенции включены в систему, равной которой нет и никогда было в мире – систему коллективной ответственности за защиту прав человека. Это – наиболее эффективный способ достижения целей мира и стабильности.

Европейским Судом наработан существенный объем практики применения Европейской конвенции, адаптирующей ее нормы к развитию европейского общества. Таким образом, уровень защиты прав человека в Европе поднялся до высокого и устойчивого унифицированного стандарта. Это привело к тому, что Конвенция в процессе постоянного и динамического взаимодействия между международным механизмом и национальными правовыми системами стала «живым инструментом». Таким образом, Европейский Суд может давать ответ на вопросы современности, которые возникают у государств. Его прецедентная практика затрагивает такие важные социальные вопросы, как эвтаназия, аборты, однополые отношения, религиозные символы и одежда, ксенофобские высказывания. В частности, в последние несколько лет Европейский Суд был вынужден решать проблемы с мигрантами в Европе или мерами по борьбе с терроризмом в обществе. Перед Судом встали и новые вопросы, возникающие в связи с появлением новых технологий, такие, как жалобы на системы слежения, донорство эмбрионов и суррогатное материнство.

В последние годы мы видим развитие диалога между Европейским Судом и внутригосударственными судами, нацеленного на достижение взаимного доверия. Кроме большого количества двусторонних встреч, которые проходят каждый год в Страсбурге и за рубежом, в 2015 году появилась уникальная структура – Сеть высших судебных инстанций. Эта сеть сейчас объединяет 79 судов из 36 стран. Диалог с судами стран – членов Совета Европы является важной частью существования Европейского Суда. Будучи сердцем европейской системы защиты прав человека, Европейский Суд питает внутренний правовой порядок европейских государств. Ежедневно в судах государств – членов на Конвенцию ссылаются юристы, ее применяют судьи. Все чаще внутригосударственные суды и особенно верховные и конституционные суды инкорпорируют прецедентную практику Европейского Суда в свою собственную практику.

Более того, Европейский Суд имеет общемировое влияние. Он стал моделью для других региональных судов по правам человека: Межамериканского суда по правам человека, основанного в 1979 году, и Африканского суда по правам человека и народов, основанного в 2006 году. Не нужно недооценивать и влияние Европейского Суда на другие международные суды. Практика Суда Европейского Союза особо подчеркивает роль Конвенции, а, следовательно, и Европейского Суда по правам человека. Кроме того, постановления Европейского Суда часто цитируются в государствах, расположенных за пределами Европы, например, в решениях верховных судов Индии, Японии или Канады.

Хотя абсолютное большинство жалоб подается гражданами или группами граждан, с момента вступления Конвенции в силу было рассмотрено 24 межгосударственные жалобы, а в настоящее время в производстве находится 8 таких жалоб. Таким образом, ряд межгосударственных конфликтов был вынесен на рассмотрение Суда. Большинство дел касалось кризисных ситуаций или конфликтов. Помимо этих межгосударственных дел Судом рассматриваются тысячи индивидуальных жалоб, связанных с конфликтными ситуациями, такими как вооруженный конфликт между Грузией и Россией в 2008 году, а также события в Крыму и военные действия на востоке Украины.

За последние 60 лет Европейский Суд занял надежное место в европейском правовом поле, доказав свою роль как важной составной части европейского устройства и единства.

С момента своего учреждения Европейский Суд рассмотрел более 750 тысяч жалоб. Это впечатляющее количество не имеет себе равных ни в одном международном суде. Европейский Суд развил комплекс прецедентной практики, которая уточнила и расширила стандарты прав человека. В результате действия механизма исполнения влияние постановлений Европейского Суда несравнимо ни с чем. Возможно, в мире больше нет суда, который столько бы сделал для предоставления гражданам права быть субъектом международного права.

Сегодня вызовом для Европейского Суда является обеспечение условий, при которых Европейский континент станет единым правовым пространством, основанном на общих ценностях, в целях защиты европейцев от нестабильности и разделения, служащим на благо мира и демократии. Европейский Суд по правам человека остается уникальной и чрезвычайно важной моделью меж



Возврат к списку