0

Босния и Герцеговина должна исполнять решения о сносе церкви, построенной в Сребренице на земле, принадлежащей выжившим в геноциде

Дело «Орлович и другие против Боснии и Герцеговины» (Orlović and Others v. Bosnia and Herzegovina) (жалоба № 16332/18) касалось церкви, построенной сербской православной общиной на земле заявителей, после того как они были вынуждены оставить свое имущество во время войны 1992 – 1995 годов.

Заявителями по делу выступила Фата Орлович и 13 членов ее семьи, все граждане Боснии и Герцеговины, проживающие в городах  Коневич-Поле и Сребреница (Босния и Герцеговина). Они уцелели в ходе геноцида в Сребренице в 1995 году, когда был убит муж Ф. Орлович и более 20 других членов их семьи.

Во время войны 1992–1995 годов они были вынуждены бежать из своего дома в г. Коневич-Поле. Имущество принадлежало мужу Ф. Орлович и его брату и представляло собой несколько жилых и сельскохозяйственных построек, поля и луга. В 1998 году после конфискации имущества в пользу православной общины Дриняча на данной земле была построена церковь. Заявители не были уведомлены о процессе экспроприации.

В 1995 году Общее рамочное соглашение о мире в Боснии и Герцеговине (Дейтонское соглашение) положило конец войне. В целях реализации Приложения 7 к Дейтонскому соглашению, которое гарантирует право на свободное возвращение беженцев в свои дома и право на возвращение собственности, в 1998 году Республика Сербская (одна из составных частей Боснии и Герцеговины) приняла Закон о реституции.

Заявители начали процедуру возвращения своего имущества в соответствии с данным законом. В 1999 году решением Комиссии по рассмотрению имущественных жалоб перемещенных лиц и беженцев, а также последовавшим за ним решением Министерства по делам беженцев и перемещенных лиц от 2001 года было установлено право заявителей на полное возвращение им их собственности. Оба решения являются окончательными и вступили в силу.

Впоследствии земля была возвращена заявителям за исключением участка, на котором была построена церковь. В последующие годы заявители безуспешно добивались возвращения всего конфискованного имущества. Они также подали административный иск против Сербской православной церкви, пытаясь вернуть право владения участком земли и добиться сноса церкви. В 2010 году они изменили свою жалобу, попросив суды признать мировое соглашение. Суды низших инстанций отклонили жалобу, установив, что между сторонами не было заключено какого-либо мирового соглашения. Это решение было поддержано Верховным судом в 2014 году и Конституционным судом в 2017 году.

Жалоба была подана в Европейский Суд по правам человека 30 марта 2018 г. В постановлении Палаты от 1 октября 2019 г. Европейский Суд единогласно постановил, что имело место нарушение статьи 1 Протокола № 1 (защита собственности) к Европейской конвенции по правам человека.

В частности, Европейский Суд установил, что власти не исполнили окончательные решения от 1999 и 2001 годов, которые устанавливали полное восстановление прав заявителей на землю. При этом со стороны Боснии и Герцеговины не было приведено каких-либо обоснований такого бездействия. В результате этого имущественные права заявителей были серьезно нарушены.

Европейский Суд также постановил шестью голосами против одного согласно статье 46 (обязательная сила и исполнение постановлений) Конвенции, что государство-ответчик должно обеспечить исполнение обоих решений в пользу заявителей, включая в том числе снос церкви, расположенной на земле заявителей, не позднее трех месяцев с момента вступления данного постановления в силу. Европейский Суд также единогласно постановил, что власти Боснии и Герцеговины обязаны выплатить 5 000 евро Ф. Орлович и по 2 000 евро остальным заявителям в качестве компенсации материального ущерба.

Судья Йон Фридрик Кьёльбро, избранный от Дании, выразил особое мнение.

В соответствии со статьями 43 и 44 Европейской конвенции по правам человека данное решение Палаты не является окончательным. В течение трех месяцев с момента его вынесения любая из сторон может подать ходатайство о пересмотре дела в Большой Палате Европейского Суда.

Photo by Akira Hojo on Unsplash



Возврат к списку