0

Расследование жестокого обращения и смерти солдата на военной базе не было эффективным

Дело «Стяжкова против Российской Федерации» (Styazhkova v. Russia) (жалоба № 14791/04) касалось жалобы заявительницы на то, что официальное объяснение смерти ее сына от самоубийства во время прохождения военной службы не было убедительным.

Заявительница – Любовь Стяжкова – гражданка Российской Федерации 1952 года рождения, проживающая в г. Рязани. Сын заявительницы был призван на военную службу в 2001 году. С июля 2002 года он проходил службу в селе Борзой (Чеченская Республика). 8 августа 2002 года он был найден мертвым в траншее на своей военной базе с двумя огнестрельными ранениями в правый висок и следами побоев на теле.

Военной прокуратурой незамедлительно было начато расследование, проведен осмотр места происшествия, вынесено постановление о проведении баллистической и судебно-медицинской экспертиз. Также был опрошен личный состав части, и двое из них – сержант К., а также рядовой С. –признались, что в ночь смерти они обнаружили сына заявительницы спящим на посту и избили его. Власти Российской Федерации отказались возбуждать уголовное дело об избиении в отношении сержанта К., а в отношении рядового С. в октябре 2002 года было возбуждено уголовное дело за доведение до самоубийства и неуставные отношения между служащими одного звания. Однако уголовное дело против него было прекращено в августе 2003 года по амнистии.

Жалоба в Европейский Суд по правам человека была подана 8 апреля 2004 г.

В постановлении Комитета от 14 января 2020 г. Европейский Суд единогласно постановил, что отсутствовало нарушение статьи 2 (право на жизнь) Европейской конвенции по правам человека, поскольку объяснение самоубийства было правдоподобным и отсутствовали свидетельства того, что власти Российской Федерации должны были знать, что сын заявительницы мог совершить самоубийство, и могли предотвратить его. Вместе с тем Европейский Суд постановил, что имело место нарушение статьи 2 Конвенции в отношении расследования смерти сына, которое не было ни адекватным, ни эффективным, а также в ходе расследования не рассматривалось иной версии кроме самоубийства. Кроме того, имело место нарушение статьи 3 (запрет на бесчеловечное и унижающее достоинство обращение) Конвенции, поскольку сын заявительницы был избит другими военнослужащими за то, что уснул во время дежурства, всего за два часа до самоубийства.

Европейский Суд постановил, что власти Российской Федерации обязаны выплатить заявительнице 33 800 евро в качестве компенсации морального вреда и 2 620,50 евро в качестве компенсации судебных расходов.

Данное постановление Европейского Суда является окончательным.

Photo by Carmen Attal from Pexels



Возврат к списку