В 2019 году для Совета Европы в целом произошел ряд важных событий. Прежде всего, Парламентская Ассамблея и Комитет министров проголосовали за сохранение членства Российской Федерации в Совете Европы. Тот факт, что практически четверть всех жалоб, находящихся на рассмотрении Европейского Суда по правам человека, касается Российской Федерации, дает некоторое представление о масштабах последствий выхода Российской Федерации из данной организации для большого числа заявителей. Подобный вариант развития событий был бы равносилен серьезному провалу в области прав человека в этой части нашего континента.
2019 год был также важным годом для Европейского Суда, годом, который стал свидетелем текущих изменений европейского механизма защиты прав человека. Обзор 2019 года не был бы полным без упоминания о первом постановлении, которое Европейский Суд вынес, рассматривая дело о нарушении обязательств в связи с ранее вынесенным им постановлением по делу «Ильгар Маммадов против Азербайджана» (Ilgar Mammadov v. Azerbaijan). Этот первый случай применения пункта 4 статьи 46 Конвенции о защите прав человека и основных свобод стал одним из достижений последних двенадцати месяцев и важнейшим событием для европейской системы защиты прав человека.
Кроме того, в 2019 году завершился Интерлакенский процесс. Руководящий комитет по правам человека утвердил доклад, содержащий общую оценку данного процесса, в котором работа Европейского Суда представлена в положительном ключе. Европейский Суд даст свой комментарий по поводу этого доклада в 2020 году, но изложенная в нем положительная оценка уже служит стимулом для продолжения проводимых в Европейском Суде реформ в целях повышения его эффективности. Теперь у нас есть необходимые инструменты, чтобы продолжать реформу Европейского Суда, и именно этим мы, безусловно, и будем заниматься. Для нас реформа – это непрерывный процесс. И поддержка со стороны Руководящего комитета по правам человека мотивирует нас продолжать движение в данном направлении. Что касается реформ, я лишь хотел бы отметить внедрение нового метода составления текстов постановлений и решений, который начал применяться с 1 октября и будет полностью введен в действие в 2020 году.
Крупнейшим событием 2018 года стало вступление в силу Протокола № 16 к Конвенции, за которым последовал первый запрос со стороны Кассационного суда Франции о вынесении консультативного заключения. В 2019 году Европейский Суд смог быстро отреагировать на данный запрос и вынес свое первое подобное заключение всего через шесть месяцев после получения запроса. Следует помнить, что в Регламент Европейского Суда были внесены изменения в преддверии новой процедуры и были приняты руководящие принципы. Своевременный ответ был особенно важен, поскольку вопрос о статусе предполагаемой матери в контексте суррогатной беременности отличался особой остротой, и ответа Европейского Суда ожидали с нетерпением. В 2019 году Европейский Суд получил второй запрос о вынесении консультативного заключения, на этот раз от Конституционного суда Армении. Это доказывает, что данная новая процедура соответствует ожиданиям высших судов. Несомненно, мы будем получать такие запросы в будущем. Говоря о Протоколе № 16 к Конвенции, нельзя также не упомянуть и Сеть высших судов. Сеть значительно расширилась и на текущий момент охватывает 86 высших судов из 39 стран. Это явный успех для несомненно самой крупной сети высших судов в мире. В 2019 году состоялось множество двусторонних встреч с представителями высших судов. Так, были проведены рабочие встречи с Конституционным Судом Российской Федерации, Государственным советом Франции, Конституционным судом Хорватии, Федеральным конституционным судом Германии в г. Карлсруэ, высшими судами Андорры, Кассационным судом Румынии и Верховным судом Украины. Помимо указанных двусторонних встреч, была проведена встреча высших судов в г. Париже в рамках председательства Франции в Комитете министров Совета Европы, посвященная вопросам диалога между судьями. Как и каждый год, продолжается диалог с Судом Европейского союза, представителей которого мы пригласили в г. Страсбург. В связи с этим возобновление процедуры присоединения Европейского союза к Европейской конвенции по правам человека стало одним из знаменательных событий 2019 года.
В 2019 году Европейский Суд посетили главы многих государств и правительств. У нас с визитом побывали президент Финляндской Республики Саули Ниинистё, премьер-министр Королевства Испания Педро Санчес, Его Королевское Высочество кронпринц Норвегии Хокон, президент Португальской Республики Марселу Ребелу де Соуза и премьер-министр Республики Молдова Ион Кику. Также посетили Европейский Суд председатели некоторых парламентов. Это важно, поскольку парламенты играют существенную роль в исполнении постановлений Европейского Суда. Так, у нас с визитом побывали председатель парламента Литвы Викторас Пранцкетис, председатель Сената Нидерландов Ян Антони Брёйн и председатель парламента Республики Молдова Зинаида Гречаный.
Кроме того, я имел честь быть принятым в Елисейском дворце президентом Французской Республики Эммануэлем Макроном по случаю встречи представителей высших судов. Таким образом, указанные государственные деятели выразили приверженность своих стран институту, который отвечает за защиту прав человека в Европе.
Что касается председательства Франции в Комитете министров Совета Европы, по этому случаю было проведено несколько министерских конференций совместно с Европейским Судом. В связи с этим я присутствовал на Конференции министров юстиции по приглашению Николь Беллубэ и на Конференции министров образования по приглашению Жана-Мишеля Бланкера.
Наконец, 2019 год ознаменовался укреплением наших связей с Межамериканским судом по правам человека. В октябре делегация Европейского Суда посетила г. Кампалу (Уганда) для участия в первом форуме региональных судов. Это была первая трехсторонняя встреча после подписания в 2018 году так называемой Декларации Сан-Хосе председателями Межамериканского суда по правам человека, Африканского суда по правам человека и народов и Европейского суда по правам человека. Декларация, которая учреждает постоянный форум для диалога между тремя региональными судами, служит средством укрепления диалога, сотрудничества и институциональных связей между тремя судами по правам человека в мире. Следующая трехсторонняя встреча должна состояться в г. Страсбурге в 2021 году. Что касается правозащитных учреждений, особенно результативной оказалась встреча в г. Женеве с Комитетом Организации Объединенных Наций по правам человека. Такой вид обмена информацией о нашей соответствующей прецедентной практике крайне важен с точки зрения согласованности защиты прав человека в Европе и мире.
С момента моего избрания я стремился организовать встречи с надзорными органами Совета Европы. Так, делегации Европейского Суда встречались с Группой экспертов по действиям в отношении насилия против женщин и насилия в семье (GREVIO), с Европейской Комиссией по эффективности правосудия (CEPEJ), с членами Комитета по Рамочной Конвенции о защите национальных меньшинств (FCNM) и с Европейской комиссией по борьбе с расизмом и нетерпимостью (ECRI). Такие встречи абсолютно необходимы. Я убежден, что работа Европейского Суда в г. Страсбурге должна рассматриваться в гораздо более широком контексте, чем судебная деятельность stricto sensu. По моему мнению, Европейский Суд является частью комплексной целостной системы, благодаря которой Совет Европы (через его различные механизмы мониторинга) становится настоящей обителью демократии на европейском континенте. Мы участвуем в функционировании системы консолидации всех составляющих верховенства права, которые уникальны во всем мире. Прежде всего – и в этом состоит истинный смысл проводимых встреч – Европейский Суд не должен быть башней из слоновой кости: он должен внимательно относиться ко всем мероприятиям Совета Европы, которые могут внести вклад в развитие и обогащение его прецедентной практики.
Диалог с высшими судами в рамках Сети; диалог с Судом Европейского Союза; диалог с иными судами по правам человека; диалог с надзорными органами Совета Европы; и, наконец, диалог в рамках Протокола № 16 к Конвенции.
Я считаю такой непрерывный диалог между Европейским Судом по правам человека и указанными субъектами действительно главным достижением 2019 года. Я надеюсь, что этот, без сомнения, необходимый диалог будет расширяться в последующие месяцы и годы.