Дело «J.M.B. и другие против Франции» (J.M.B. and Others v. France) (жалоба № 9671/15) касалось 32 жалоб, связанных с плохими условиями содержания в следующих тюрьмах: Дюко (фр. Ducos, о. Мартиника), Фаа Нуутания (фр. Faa’a Nuutania, Французская Полинезия), Бэ-Махала (фр. Baie-Mahault, о. Гваделупа), тюрьмах городов Нима, Ниццы и Фрэна, а также вопросов переполненности в тюрьмах и эффективности внутригосударственных средств правовой защиты, доступных для заключенных.
Из 32 заявителей по делу 29 являются гражданами Франции, один – гражданин Кабо-Верде, один – гражданин Польши и один – гражданин Марокко. На основании статьи 3 (запрет на бесчеловечное и унижающее достоинство обращение), статьи 8 (право на частную и семейную жизнь) и статьи 13 (право на эффективные средства правовой защиты) Европейской конвенции по правам человека заявители жаловались, что их условия содержания в тюрьмах были или в настоящее время являются бесчеловечными и унижающими достоинство и что в связи с этим им не были предоставлены эффективные средства правовой защиты. Указанные в жалобах тюрьмы являются переполненными (на 150–190%), условия содержания в них не соответствуют существующим международным стандартам.
Жалобы были поданы в Европейский Суд по правам человека в период с 2015 по 2017 год. В постановлении Палаты от 30 января 2020 г. Европейский Суд единогласно постановил, что:
– имело место нарушение статьи 13 (право на эффективные средства правовой защиты) Конвенции;
– имело место нарушение статьи 3 (запрет на бесчеловечное и унижающее достоинство обращение).
Европейский Суд установил, что личное пространство, приходящееся на большинство заявителей, во время нахождения в местах лишения свободы сокращалось и было меньше установленных стандартов в размере 3 кв. м на человека; что ситуация усугублялась отсутствием приватности при пользовании туалетами. В отношении заявителей, у которых было больше 3 кв. м личного пространства, Европейский Суд постановил, что тюрьмы, в которых они содержались или продолжают содержаться, по сути не предоставляют адекватных условий содержания или достаточной свободы передвижения и занятий вне камер.
Кроме того, Европейский Суд постановил, что превентивные средства правовой защиты на месте – срочное заявление о защите основных свобод и срочное ходатайство о принятии соответствующих мер – на практике были неэффективными, а также установил, что полномочия административных судей по изданию постановлений были ограничены по сфере применения.
В соответствии со статьей 46 Конвенции Европейский Суд отметил, что уровень загруженности рассматриваемых тюрем является показателем наличия структурной проблемы. Европейский Суд рекомендовал властям Франции рассмотреть вопрос о принятии мер общего характера, направленных на устранение переполненности тюрем и улучшение материальных условий содержания, одновременно повышая эффективность превентивных средств правовой защиты.
Европейский Суд постановил, что власти Франции обязаны выплатить заявителям компенсацию морального вреда в размере от 4 000 до 25 000 евро.
В соответствии со статьями 43 и 44 Европейской конвенции по правам человека данное решение Палаты не является окончательным. В течение трех месяцев с момента его вынесения любая из сторон может подать ходатайство о пересмотре дела в Большой Палате Европейского Суда.
Photo by Mitch Lensink on Unsplash