0

Операция с применением оружия, в результате которой заявитель был ранен, а его жена убита, признана нарушением права на жизнь

Дело «Байсултанов против Российской Федерации» (Baysultanov v. Russia) (жалоба № 56120/13) касалось операции правоохранительных органов по задержанию лидера незаконной вооруженной группировки, в результате которой жена заявителя была убита, а сам заявитель ранен.

Заявителем по делу выступил Гасан Маматович Байсултанов – гражданин Российской Федерации 1981 года рождения, проживающий в г. Хасавюрте. В ноябре 2006 года правоохранительными органами Республики Дагестан планировалась операция по задержанию военного лидера незаконной вооруженной группировки, предположительно являвшегося приятелем заявителя, который, ориентировочно, прятал его в своем доме в г. Хасавюрте. Операция проводилась силами сотрудников милиции. После начала спецоперации сотрудники правоохранительных органов открыли огонь по заявителю и его жене Саният Магомедовой. В этот момент взорвалась граната. С. Магомедова была убита, а заявитель ранен. В марте 2007 года заявитель был обвинен в участии в незаконной вооруженной группировке и нападении на сотрудников милиции и приговорен к 18 месяцам исправительной колонии за незаконное хранение оружия, поскольку на месте преступления был найден автомат Калашникова, предположительно принадлежавший Г. Байсултанову. Впоследствии судом было установлено, в частности, что четверо сотрудников правоохранительных органов дали ложные показания о том, что заявитель и его жена первыми открыли огонь. Заявитель отрицал, что найденный у него автомат Калашникова принадлежит ему. Г. Байсултанов жаловался на то, что сотрудники милиции открыли огонь на поражение, несмотря на то что необходимость в этом отсутствовала. В июне 2009 года было возбуждено уголовное дело, однако расследование было прекращено и впоследствии несколько раз возобновлялось. Уголовное дело было окончательно закрыто в сентябре 2013 года, поскольку следственными органами было установлено, что заявитель или его жена первыми открыли огонь по сотрудникам правоохранительных органов из автомата Калашникова.

Жалоба была подана в Европейский Суд по правам человека 24 июля 2013 г. В постановлении Комитета от 4 февраля 2020 г. Европейский Суд единогласно постановил, что имело место:

– нарушение статьи 2 (право на жизнь) Европейской конвенции по правам человека в связи с убийством жены заявителя и ранения самого заявителя сотрудниками правоохранительных органов;

– нарушение статьи 2 Конвенции в связи с отсутствием эффективного расследования.

Европейский Суд установил, в частности, что власти Российской Федерации не смогли доказать, что применение сотрудниками милиции оружия на поражение было необходимо. Расследование не было эффективным, поскольку, среди прочего, оно не смогло разрешить противоречие между описанием событий каждой из сторон конфликта: сотрудники правоохранительных органов утверждали, что заявитель и его жена первыми открыли огонь, заявитель это отрицал.

Европейский Суд постановил, что власти Российской Федерации обязаны выплатить заявителю 80 000 евро в качестве компенсации морального вреда, а 2 000 евро в качестве компенсации судебных расходов должны быть выплачены на счет организации «Правовая инициатива».

Данное постановление Европейского Суда является окончательным.



Возврат к списку