Дело «N.D. и N.T. против Испании» (N.D. and N.T.v. Spain) (жалобы №№ 8675/15 и 8697/15) касалось незамедлительного возвращения в Марокко двух граждан Мали и Кот-д’Ивуара, которые 13 августа 2014 г. предприняли попытку нелегально попасть на территорию Испании, перебравшись через стену, окружающую испанский анклав Мелилья на побережье Северной Африки.
Заявители по делу – N.D. и N.T. – граждане Мали и Кот-д’Ивуара 1986 и 1985 годов рождения соответственно. Первый заявитель утверждал, что он сбежал из Мали в 2012 году в связи с военным конфликтом в этой стране. Через Мавританию и Алжир в марте 2013 года он приехал в Марокко и временно жил в лагере для мигрантов на горе Гуругу недалеко от границы с Мелильей. Второй заявитель приехал в Марокко в конце 2012 года и также какое-то время жил в лагере для мигрантов.
Автономный город Мелилья – испанский анклав площадью 12 кв. км на Северном побережье Африки, окруженный территорией Марокко. Власти Испании построили стену вдоль 13-километровой границы, которая с 2014 года состоит из трех параллельных изгородей. Вдоль изгороди расположены четыре контрольных пограничных пункта. Между этими контрольными пунктами по сухопутной и береговой границе осуществляют патрулирование сотрудники гражданской гвардии в целях предотвращения незаконного проникновения. Группы иностранных граждан, в том числе из регионов Африки южнее Сахары, осуществляют частые попытки прорваться через границу. Такую попытку 13 августа 2014 г. предприняли и заявители.
По информации властей Испании, полиция Марокко предотвратила попытку 500 мигрантов перебраться через стену, большинство из них были задержаны, однако около 100 мигрантам удалось перебраться на территорию Мелильи. Приблизительно 75 мигрантам удалось попасть на верхушку внутренней изгороди, но только несколько из них спустились на испанской стороне, где их встретили сотрудники гражданской гвардии. Остальные остались сидеть на вершине внутренней изгороди. Сотрудники гражданской гвардии помогли им спуститься, а потом проводили их обратно на территорию Марокко по другую сторону границы через ворота в стене.
N.D. и N.T. предприняли повторную попытку забраться на внутреннюю изгородь и сидели там в течение нескольких часов. В промежуток времени между 14.00 и 15.00 они спустились со стены с помощью представителей правоохранительных органов Испании. Они были сразу же задержаны гражданской гвардией, на них предположительно были надеты наручники, их вернули обратно в Марокко, и они были переданы Марокканским властям. Заявители утверждали, что в отношении их не проводилась процедура установления личности и у них не было возможности объяснить их личные обстоятельства или попросить помощь адвоката или переводчика. Их доставили в полицейский участок города Надор, расположенного в нескольких километрах к югу от Мелильи. Заявители предположительно обратились за медицинской помощью, в которой им было отказано, далее их перевезли в город Фес, расположенный на расстоянии около 300 км от Надора, где они были отпущены.
Жалобы были поданы в Европейский Суд по правам человека 12 февраля 2015 г. В постановлении Палаты от 3 октября 2017 г. Европейский Суд единогласно постановил, что имело место нарушение статьи 4 Протокола № 4 (запрещение коллективной высылки) к Европейской конвенции по правам человека и нарушение статьи 13 (право на эффективные средства правовой защиты) Конвенции во взаимосвязи со статьей 4 Протокола № 4 к Конвенции. 14 декабря 2017 г. власти Испании ходатайствовали о передаче дела на рассмотрение Большой Палаты в соответствии со статьей 43 Конвенции. Ходатайство было принято коллегией Большой Палаты 29 января 2018 г. Слушания по делу прошли 26 сентября 2018 г.
13 февраля 2020 г. Большая Палата постановила:
– единогласно, что отсутствовало нарушение статьи 4 Протокола № 4 (запрещение коллективной высылки) к Конвенции,
– единогласно, что отсутствовало нарушение статьи 13 (право на эффективное средство правовой защиты) Конвенции во взаимосвязи со статьей 4 Протокола № 4 к Конвенции.
Европейский Суд пришел к заключению, что заявители фактически сами завели себя в противоправную ситуацию, когда они намеренно предприняли попытку попасть в Испанию 13 августа 2014 г., перейдя защитные пограничные системы Мелильи в составе большой группы неустановленных лиц, пользуясь численным преимуществом и с применением силы. Таким образом, они сами сделали выбор не в пользу законных процедур, существующих для въезда на территорию Испании. Следовательно, Европейский Суд пришел к выводу, что отсутствие индивидуальных решений о выдворении связано с тем фактом, что заявители –допуская, что они хотели воспользоваться правами, предусмотренными Конвенцией – не предприняли попыток использовать официальные процедуры, существующие для этих целей, и что выдворение стало следствием их собственного поведения.
Поскольку было установлено, что отсутствие индивидуальной процедуры выдворения было следствием поведения заявителей, Европейский Суд не счел власти государства-ответчика ответственными за отсутствие средств правовой защиты в Мелилье, которые позволили бы оспорить выдворение.
Судья Алеш Пейхал, избранный от Чешской Республики, выразил совпадающее мнение. Судья Паулиине Коскело, избранная от Финляндии, выразила частично особое мнение.
В соответствии со статьей 44 Конвенции постановление Большой Палаты Европейского Суда является окончательным и вступает в силу немедленно.
Photo by Calvin Ma on Unsplash