Дело «Фабрис и Парциале против Италии» (Fabris and Parziale v. Italy) (жалоба № 41603/13) касалось смерти родственника заявителей в тюрьме Венеции.
Заявители – Гиан Паоло Фабрис и Кармела Парциале – являются гражданами Италии, 1940 и 1963 годов рождения, соответственно, проживающими в г. Альбано Терме (Италия). В мае 2005 года родственник заявителей, страдавший наркоманией и алкоголизмом, а также физическими и умственными расстройствами, был найден мертвым в тюремной камере. Согласно отчету, составленному администрацией тюрьмы, во время реанимационных мероприятий врачи почувствовали изо рта пациента запах газа. На полу рядом с телом также была найдена канистра с газом, используемым для приготовления пищи. В декабре 2005 года в заключении экспертизы по делу было указано, что смерть наступила в результате острой сердечно-легочной недостаточности, вызванной электрическим шоком, и что смертельная электротравма могла быть вызвана использованием третьим лицом электрошокера. В отчете также было указано, что не исключено, что смерть могла быть вызвана намеренным вдыханием газа. Спустя несколько дней следственный судья прекратил расследование по уголовному делу против неустановленных лиц, поскольку смерть наступила в результате совершения иного преступления. Заявители и иные члены семьи погибшего были привлечены к делу в качестве гражданских сторон. В июле 2006 года прокуратурой была назначена вторая экспертиза, которая пришла к выводу, что травмы на теле погибшего не связаны с поражением электрическим током и что смерть наступила вследствие намеренного вдыхания газа из канистры, которая была предназначена для приготовления заключенными пищи.
В марте 2009 года прокуратура подала ходатайство о закрытии уголовного дела, однако следственный судья отклонил данное ходатайство. В течение следующего года прокуратура внесла имена начальника тюрьмы, тюремного врача и руководителя тюремной службы в список лиц, подозреваемых в смерти заключенного. Преступление было квалифицировано как непредумышленное убийство, подозреваемые были допрошены. Заявители дважды ходатайствовали о прекращении досудебного расследования и передаче дела в суд. В июле 2012 года прокуратура повторно подала ходатайство о прекращении дела. Заявители выступили против. Следственный судья назначил слушания по делу на 29 ноября 2012 г. Заявители ходатайствовали о более ранней дате в связи с истечением срока исковой давности, однако их ходатайство было отклонено в связи с тем, что стороны были уже уведомлены о дате. В декабре 2012 года следственный судья прекратил производство по делу в связи с истечением 30 ноября 2012 г. срока исковой давности.
Жалоба была подана в Европейский Суд по правам человека 12 июня 2013 г. 19 марта 2020 года Палата Европейского Суда единогласно постановила, что отсутствовало нарушение статьи 2 (право на жизнь) Европейской конвенции по правам человека как в ее субстантивном (защита жизни), так и процедурном (проведение эффективного расследования) аспектах.
Европейский Суд отметил, в частности, что не было установлено, что администрация тюрьмы знала или должна была знать, что имелась реальная и скоротечная опасность для жизни заключенного или что администрация не предприняла меры, которые она должна была обоснованно принять. Европейский Суд также пришел к заключению, что власти Италии не несут ответственности в связи с обязательством проведения расследования.
В соответствии со статьями 43 и 44 Европейской конвенции по правам человека данное решение Палаты не является окончательным. В течение трех месяцев с момента его вынесения любая из сторон может подать ходатайство о пересмотре дела в Большой Палате Европейского Суда.
Photo by Grant Durr on Unsplash