Дело «Тер-Петросян против Армении» (Ter-Petrosyan v. Armenia) (жалоба № 36469/08) касалось жалобы заявителя на разгон митинга протеста 1 марта 2008 г., отсутствие эффективных средств правовой защиты и помещение заявителя под домашний арест.
Заявителем по делу выступил Левон Тер-Петросян, бывший президент Армении с 1991 по 1998 год). 19 февраля 2008 г. Л. Тер-Петросян участвовал в выборах президента Армении в качестве главного кандидата от оппозиции. Начиная с 20 февраля 2008 г. в центре столицы Армении, г. Еревана, в частности на Площади Свободы, проходили акции протеста в связи с нарушениями, якобы имевшими место в ходе выборов. В акциях протеста принимали участия десятки тысяч человек.
Заявитель утверждал, что 1 марта 2008 г. полиция прибыла на Площадь Свободы, окружила демонстрантов и без предупреждения атаковала их. Протестующие были вынуждены быстро покинуть площадь. Л. Тер-Петросяну также приказали уйти, однако он отказался. После этого его силой посадили в машину и привезли к его дому, откуда ему не позволялось выходить. Дороги к дому были заблокированы полицией, все транспортные средства проверялись. Никто не мог ни войти, ни выйти из его дома без разрешения специальных служб.
Протесты продолжались по всему городу до поздней ночи, включая столкновения между протестующими и правоохранительными органами. В результате 10 человек погибли, многие получили травмы. Президент Армении ввел режим чрезвычайного положения.
Власти Армении оспорили заявления Л. Тер-Петросяна. В частности, они заявили, что демонстранты первые напали на полицейских и что Л. Тер-Петросян добровольно сел в полицейскую машину. Его отвезли домой, и он не захотел ехать куда-либо еще. Полицейские дежурили у его дома для реализации мер безопасности для всех лиц, находящихся под государственной защитой. Полиция не запрещала кому-либо входить в дом заявителя, а также не препятствовала ему в его передвижениях. Л. Тер-Петросян сам не выражал желания выходить из дома, когда ему сказали, что сотрудники службы безопасности не будут его сопровождать.
4 марта 2008 г. адвокат Л. Тер-Петросяна подал жалобу в Конституционный суд Армении о том, что заявитель де-факто находится под домашним арестом. Заявитель утверждал, что ему разрешили посетить заседание суда 5 марта 2008 г. на один час, однако по факту его домашний арест продолжался до 20 марта 2008 г. Власти Армении опровергали данные утверждения, заявляя, что после заседания суда Л. Тер-Петросян попросил отвезти его домой и сам отказывался выходить из дома до тех пор, пока 20 марта 2008 г. не был отменен режим чрезвычайного положения.
В марте 2008 года Конституционный суд Армении отклонил жалобу Л. Тер-Петросяна на результаты президентских выборов.
Жалоба была подана в Европейский Суд по правам человека 30 августа 2008 г. В постановлении Палаты от 25 апреля 2019 г. Европейский Суд единогласно постановил, что
имело место нарушение статьи 11 (свобода собраний и объединений) Европейской конвенции по правам человека,
имело место нарушение статьи 13 (право на эффективные средства правовой защиты) во взаимосвязи со статьей 11 Конвенции.
Жалобы на нарушение пункта 1 статьи 5 (право на свободу и безопасность) Конвенции и статьи 2 Протокола № 4 (свобода передвижения) к Конвенции отклонены как явно необоснованные.
Европейский Суд, в частности, указал, что власти Армении, заявляя, что не были исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты, не смогли ответить, какие именно средства правовой защиты являются эффективными. Европейский Суд также посчитал, что разгон демонстрации был необоснован.
Хотя СМИ предполагали, что Л. Тер-Петросян находится под «домашним арестом», этот инцидент до сих по вызывает широкие дискуссии. Европейский Суд решил, что он не может сделать вывод о том, был ли Л. Тер-Петросян лишен свободы или его свобода передвижения была ограничена.
Кроме того, Европейский Суд отметил, что заявителю не удалось должным образом обосновать требование о справедливой компенсации.
В соответствии со статьями 43 и 44 Европейской конвенции по правам человека данное решение Палаты не является окончательным. В течение трех месяцев с момента его вынесения любая из сторон может подать ходатайство о пересмотре дела в Большой Палате Европейского Суда.
Photo by Chris Slupski on Unsplash