Дело «Кёвеши против Румынии» (Kövesi v. Romania) (жалоба № 3594/19) касалось отстранения заявительницы от должности главного прокурора Государственного директората по борьбе с коррупцией до окончания второго срока ее полномочий после того, как она критически отозвалась о законодательных реформах в области борьбы с коррупцией. Заявительница утверждала, что она также не имела возможности оспорить данное решение в суде.
Заявительница по делу – Лаура-Кодруца Кёвеши – гражданка Румынии 1973 года рождения, проживающая в г. Бухаресте (Румыния). Л.-К. Кёвеши была впервые назначена на должность главного прокурора Государственного директората по борьбе с коррупцией в мае 2013 года на трехлетний срок. После положительной оценки ее работы со стороны министра юстиции Румынии и прокуроров секции Высшего совета судей в апреле 2016 года президент Румынии переназначил заявительницу на второй срок – на период с мая 2016 года по май 2019 года.
Парламентские выборы в Румынии в декабре 2016 года привели к формированию нового правительства, которое предложило ряд законодательных реформ в судебной системе, в том числе, декриминализацию злоупотребления должностными полномочиями при одобрении или принятии законов. Законодательные меры, принятые в 2017 году, вызвали демонстрации протеста и выражение озабоченности со стороны международного сообщества. Кроме того, Государственным директоратом по борьбе с коррупцией было начато расследование в части того, каким образом были приняты отдельные законодательные акты.
В феврале 2018 года министр юстиции Румынии предложил отстранить заявительницу от занимаемой должности, среди прочего, ссылаясь на три решения Конституционного суда Румынии, принятых в связи с деятельностью Государственного директората по борьбе с коррупцией и публичными заявлениями, которые делала Л.-К. Кёвеши. Секция прокуроров Высшего совета судей большинством голосов отказалась одобрять отставку Л.-К. Кёвеши, во многом не согласившись с критикой министра в отношении заявительницы и не найдя доказательств того, что она неправильно руководила вверенным ей государственным органом. В апреле 2018 года Президент Румынии, в свою очередь, отказался подписывать указ об отстранении Л.-К. Кёвеши от должности, что привело к тому, что премьер-министр подал жалобу в Конституционный суд.
В мае 2018 года Конституционный суд постановил, что президент Румынии должен подписать указ об отстранении Л.-К. Кёвеши, установив, среди прочего, что ни президент, ни Конституционный суд не уполномочены оценивать причины, которыми руководствовался министр юстиции, делая предложение об отставке заявительницы. Суд также разъяснил, что административные суды могут только изучать внешнюю законность административного решения, принятого по данному делу, более подробно рассматривать законность процедуры, но не ее целесообразность. Заявительница была отстранена от должности в июле 2018 года.
Жалоба в Европейский Суд по правам человека была подана 28 декабря 2018 г.
5 мая 2020 г. Палата Европейского Суда единогласно постановила, что имело место:
- нарушение пункта 1 статьи 6 (право на справедливое судебное разбирательство) Европейской конвенции по правам человека,
- нарушение статьи 10 (право на свободу выражения мнения) Конвенции.
Европейский Суд, в частности, установил, что у заявительницы не было возможности подать жалобу в суд по поводу ее отстранения, поскольку такая процедура возможна только для изучения формальных аспектов президентского указа об ее отстранении, а не содержательной части, связанной с ее незаконным увольнением за критику законодательных изменений в антикоррупционном законодательстве.
Европейский Суд пришел к выводу, что право заявительницы на свободу выражения мнения было также нарушено, поскольку ее отстранили именно за ее критические замечания, которые она сделала во время исполнения своих обязанностей по вопросу, имеющему важное общественное значение. При этом одной из ее обязанностей на посту главного прокурора по борьбе с коррупцией было выражение мнения о законодательных реформах, которые могли повлиять на судебную систему и ее независимость, а также борьба с коррупцией.
Было установлено, что досрочное отстранение заявительницы подорвало саму цель поддержания независимости судебной системы и скорее всего имело отрицательное влияние на саму заявительницу и иных прокуроров и судей, принимающих участие в общественном обсуждении законодательных реформ, негативным образом сказывающихся на судебной системе и ее независимости.
Л.-К. Кёвеши не заявила каких-либо требований справедливой компенсации, и Европейский Суд пришел к выводу, что отсутствуют основания присуждать ей какую-либо компенсацию за нарушение ее прав.
В соответствии со статьями 43 и 44 Европейской конвенции по правам человека данное решение Палаты не является окончательным. В течение трех месяцев с момента его вынесения любая из сторон может подать ходатайство о пересмотре дела в Большой Палате Европейского Суда.