0

Запрет на ночные молитвы в тюрьме нарушает Конвенцию

Дело «Коростелев против Российской Федерации» (Korostelev v. Russia) (жалоба № 29290/10) касалось жалобы заявителя на нарушение его права на свободу вероисповедания после того, как он получил несколько выговоров от администрации колонии, в которой отбывал наказание, за то, что молился в то время, когда в колонии по распорядку было время ночного сна.

Заявитель по делу – Антон Коростелев, гражданин Российской Федерации 1987 года рождения, в настоящее время он содержится в исправительной колонии ИК-18 в поселке Харп (Ямало-Ненецкий автономный округ). В июне 2009 года А. Коростелев был приговорен к пожизненному тюремному заключению. Заявитель исповедует ислам и считает, что его религиозным долгом является молиться минимум пять раз в сутки, в том числе в ночное время.

В конце 2011 года заявитель был временно переведен в СИЗО № 1 города Сыктывкара (Республика Коми) (ИЗ-1), где содержался в одиночной камере. В июле 2012 года и в мае 2013 года персонал СИЗО видел, как А. Коростелев молился рано утром, до подъема. Они приказали ему вернуться в постель, однако заявитель отказался. Сотрудники доложили руководителю СИЗО о нарушении задержанным тюремного распорядка, согласно которому заключенный должен спать в период с 10 вечера до 6 утра. Изучив все обстоятельства дела, в том числе объяснения самого заключенного, руководитель СИЗО в августе 2012 года и в мае 2013 года вынес А. Коростелеву выговоры за нарушение распорядка тюрьмы.

Заявитель подал иск в Сыктывкарский городской суд, однако суд отклонил его иск в ноябре 2012 года. Суд установил, что поведение заявителя – отсутствие в постели в период, установленный для непрерывного ночного сна, – нарушает распорядок дня и законодательные нормы относительно дисциплины в исправительном учреждении. Верховный суд Республики Коми отклонил поданную заявителем жалобу в феврале 2013 года. Кроме того, заявитель указал, что ему также был объявлен выговор в ИК-18 в марте 2018 года за религиозные действия, которые он совершал в дневное время.

В жалобе, поданной в Европейский Суд по правам человека 25 апреля 2010 г., А. Коростелев ссылался, в частности, на нарушение статьи 9 (свобода мысли, совести и религии) Европейской конвенции по правам человека.

12 мая 2020 г. Палата Европейского Суда единогласно постановила, что имело место нарушение статьи 9 Конвенции.

Европейский Суд подчеркнул, что на лиц, лишенных свободы, должны продолжать распространяться все основные права, за исключением права на личную свободу. Соответственно, в местах лишения свободы заключенные не должны быть лишены прав, гарантированных им Конвенцией, в том числе права на свободу вероисповедания.

И хотя Европейский Суд признает необходимость соблюдения дисциплины в тюрьмах, он не может принять такой формальный подход, который очевидно игнорирует индивидуальную ситуацию заявителя и не учитывает требования соблюдения справедливого соотношения между государственными и частными интересами.

Европейский Суд постановил, что власти Российской Федерации обязаны выплатить заявителю 2 600 евро в качестве компенсации морального вреда и 2 000 евро в качестве компенсации судебных расходов.

В соответствии со статьями 43 и 44 Европейской конвенции по правам человека данное решение Палаты не является окончательным. В течение трех месяцев с момента его вынесения любая из сторон может подать ходатайство о пересмотре дела в Большой Палате Европейского Суда.

Photo by Jeremy Yap on Unsplash



Возврат к списку