Дело «N.T. против Российской Федерации» (N.T. v. Russia) (жалоба № 14727/11) касалось жалобы заявителя на постоянное применение наручников за пределами камеры и различные аспекты содержания в колонии строгого режима, которые применялись к нему в течение нескольких лет только по причине осуждения к пожизненному сроку заключения.
Заявитель по делу – N.T. – гражданин Российской Федерации, который в настоящее время отбывает пожизненный срок заключения в исправительной колонии строгого режима № 6 (ИК-6) в поселке Эльбан Хабаровского края. Первоначально с декабря 2010 года N.T. отбывал срок заключения в колонии особого режима № 56, расположенной в поселке Лозьвинский Свердловской области (ИК-56). Для заявителя сразу был определен строгий режим содержания, который применяется ко всем пожизненно заключенным в Российской Федерации по меньшей мере в первые десять лет их срока заключения. Заявитель содержался в указанной колонии в течение семи лет, после чего был перемещен в ИК-6, где строгий режим заключения сохранялся еще на протяжении нескольких месяцев до окончания установленного законом срока. На протяжении этого времени заявитель находился в одиночной камере или в двухместной камере с другим заключенным. С первого дня нахождения в ИК-6 заявителю надевали наручники каждый раз, когда он выходил из камеры, даже когда ему было необходимо вылить содержимое тяжелого 30-литрового ведра, выполнявшего функции туалета, в ассенизационный бак снаружи здания, поскольку в здании отсутствовала система канализации. После перевода в ИК-6 в марте 2018 года заявитель сразу попал в список опасных заключенных (заключенные, склонные к побегу, нападению, взятию заложников, совершению самоубийства или нанесению себе повреждений), и персонал тюрьмы снова начал надевать на него наручники на постоянной основе.
На основании статьи 3 (запрет на бесчеловечное и унижающее достоинство обращение) Европейской конвенции по правам человека N.T. жаловался на строгий режим содержания, примененный к нему как к пожизненно заключенному, в том числе постоянное одевание наручников.
Жалоба была подана в Европейский Суд по правам человека 9 февраля 2011 г. 2 июня 2020 года Палата Европейского Суда единогласно постановила, что имело место нарушение статьи 3 Конвенции. В частности, Европейский Суд установил, что власти Российской Федерации не обосновали ни продолжительную изоляцию заявителя, в том числе содержание в одиночной камере, ни его постоянное, в течение более пяти лет, нахождение в наручниках за пределами камеры.
Кроме того, ситуацию заявителя усугублял тот факт, что он был заперт в своей камере 22,5 часа в сутки, не имея возможности заниматься какой-либо деятельностью, например, работой или образованием, а также тот факт, что он часто был вынужден выносить тяжелое ведро, служившее туалетом, чтобы опорожнить его на улице, будучи и в таких ситуациях скованным наручниками.
В целом, по мнению Европейского Суда, обращение с заявителем должно было вызвать у него серьезные мучения и представляло собой бесчеловечное и жестокое обращение.
Европейский Суд пришел к выводу, что нарушение, выявленное в данном деле, представляет собой системную проблему, которая негативным образом сказывается на каждом пожизненно заключенном в течение первых десяти лет пребывания в колонии.
Европейский Суд постановил, что власти Российской Федерации обязаны выплатить заявителю 3 000 евро в качестве компенсации морального вреда и 1 000 евро в качестве компенсации судебных расходов.
В соответствии со статьями 43 и 44 Европейской конвенции по правам человека данное решение Палаты не является окончательным. В течение трех месяцев с момента его вынесения любая из сторон может подать ходатайство о пересмотре дела в Большой Палате Европейского Суда.
Photo by Bill Oxford on Unsplash