Дело «Мюжеманганго против Бельгии» (Mugemangango v. Belgium) (жалоба № 310/15) касалось спора, возникшего после выборов в парламент Валлонии в мае 2014 года.
Заявитель по делу – Жермен Мюжеманганго – гражданин Бельгии 1973 года рождения, проживающий в г. Шарлеруа (Бельгия). 25 мая 2014 года Ж. Мюжеманганго принимал участие в выборах в парламент Валлонии в качестве основного кандидата по спискам коалиции левых и крайне левых партий Бельгии «PTB-GO!», которые преодолели пятипроцентный порог в округе Шарлеруа (провинция Эно), получив 16 554 голоса. Ж. Мюжеманганго не был избран в парламент Валлонии. 6 июня 2014 г. заявитель подал жалобу в парламент Валлонии, требуя пересчета 21 385 бюллетеней, которые были признаны незаполненными, испорченными или спорными в округе Шарлеруа. В обоснование своего запроса он указал, что во время подсчета голосов было обнаружено множество проблем. Мандатная комиссия парламента Валлонии, которая признала, что жалоба заявителя является приемлемой и хорошо обоснованной, предложила парламенту Валлонии не одобрять мандаты кандидатов, избранных в провинции Эно, и заявила, что бюллетени, признанные в округе Шарлеруа незаполненными, испорченными или спорными, должны быть пересчитаны.
13 июня 2014 года 43 голосами «за» при 28 – «против» и четырех воздержавшихся парламент Валлонии признал жалобу Ж. Мюжеманганго приемлемой для рассмотрения по существу, но плохо обоснованной, придя к выводу, среди прочего, что отсутствуют убедительные доказательства нарушений при процедуре подсчета голосов. Заявитель был уведомлен о принятом решении 24 июня 2014 г., тогда как 13 июня 2014 г. парламент Валлонии одобрил мандаты избранных членов без пересчета голосов.
Жалоба была подана в Европейский Суд по правам человека 22 декабря 2014 г. На основании статьи 3 Протокола № 1 (право на свободные выборы) к Европейской конвенции по правам человека заявитель утверждал, что отказ парламента Валлонии пересчитать бюллетени, признанные незаполненными, испорченными или спорными в округе Шарлеруа, и то, что парламент выступал в качестве судьи и стороны рассмотрения жалобы, нарушило его право выдвигать свою кандидатуру на свободных выборах. На основании статьи 13 (право на эффективное средство правовой защиты) Конвенции во взаимосвязи со статьей 3 Протокола № 1 к Конвенции заявитель утверждал, что его жалоба в парламент Валлонии не являлась эффективным средством правовой защиты.
11 июня 2019 года Палата Европейского Суда уступила юрисдикцию в пользу Большой Палаты Европейского Суда. Слушания по делу состоялись 4 декабря 2019 г.
10 июля 2020 года Большая Палата единогласно постановила, что имело место
– нарушение статьи 3 Протокола № 1 (право на свободные выборы) к Европейской конвенции по правам человека,
– нарушение статьи 13 (право на эффективное средство правовой защиты) Конвенции.
Европейский Суд установил, что жалоба заявителя была рассмотрена органом, который не мог предоставить необходимые гарантии беспристрастности и чья процессуальная независимость не была ограничена достаточно точными положениями внутригосударственного законодательства. Гарантии, доступные заявителю во время процедуры, также были недостаточными и были предоставлены на доверительной основе. Таким образом, жалобы заявителя не были рассмотрены в ходе процедуры, которая могла бы быть признана адекватной и предоставлять достаточно гарантий для предотвращения злоупотреблений, а также обеспечивать условия для эффективного рассмотрения. Европейский Суд также постановил, что в отсутствие таких гарантий примененное средство правовой защиты также не было эффективным в значении статьи 13 Конвенции.
Европейский Суд постановил, что власти Бельгии обязаны выплатить заявителю 2 000 евро в качестве компенсации морального вреда и 12 915,14 евро в качестве компенсации судебных расходов.
Судьи Ксения Туркович, избранная от Хорватии, и Пауль Лемменс, избранный от Бельгии, выразили совместное совпадающее мнение. Судьи Пауль Лемменс, избранный от Бельгии, и Раффаэло Сабато, избранный от Италии, выразили еще одно совместное совпадающее мнение. Судья Кшиштоф Войтычек, избранный от Польши, также выразил совпадающее мнение.
В соответствии со статьей 44 Конвенции постановление Большой Палаты Европейского Суда является окончательным и вступает в силу немедленно.