Дело «Юнусова и Юнусов против Азербайджана» (№ 2) (Yunusova and Yunusov v. Azerbaijan) (жалоба № 68817/14) касалось двух граждан Азербайджана, которые жаловались на задержание и содержание в СИЗО до суда в Азербайджане в 2014 году, утверждая, что предпринятые против них меры были связаны с их гражданской деятельностью и критикой властей.
Заявители по делу – Лейла Ислам кызы Юнусова, которая является известной правозащитницей, и ее муж Ариф Сейфулла оглы Юнусов, оба 1955 года рождения, проживающие в г. Баку (Азербайджан). В рассматриваемый момент времени Л.И. Юнусова являлась руководителем неправительственной организации Ассоциация «Институт мира и демократии» (далее – Ассоциация), специализирующейся на вопросах защиты прав человека и проблемах решения конфликтов. А.С. Юнусов занимал должность руководителя департамента по решению конфликтов в этой же ассоциации. С 2002 года они принимали участие в совместных с армянскими партнерами проектах, направленных на развитие диалога между гражданскими обществами двух стран.
В рамках уголовного дела, возбужденного против журналиста по обвинению в шпионаже, 28 апреля 2014 г. заявителей задержали в аэропорту при попытке выехать из страны и доставили в их квартиру для проведения допроса. Л.И. Юнусову отпустили в полночь после проведения обысков в квартире и в офисе Ассоциации. Ее муж тем временем попал в больницу с гипертоническим кризом.
Впоследствии заявители несколько раз подавали иск в суд в связи с произошедшими событиями. Они жаловались на незаконный обыск их багажа и ручной клади в аэропорту, изъятие их паспортов, обыски в квартире и в офисе и на лишение их свободы. Они также утверждали, что их устно оскорбляли и угрожали насилием, когда они ехали в машине из аэропорта, а также на то, что полицейский настаивал на своем присутствии во время посещения Л.И. Юнусовой туалета во время обыска в их квартире. И наконец, они подали иск в отношении блокировки их банковских счетов. Суды Азербайджана либо отклоняли их иски, либо отказывались принять жалобы к рассмотрению.
В итоге заявители были арестованы и помещены в СИЗО соответственно в июле и августе 2014 года по обвинению в государственной измене, а также по иным обвинениям в связи с предполагаемыми финансовыми махинациями, такими как незаконная предпринимательская деятельность и уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере. В апреле 2014 года органами прокуратуры было возбуждено уголовное дело против заявителей за ведение совместных проектов в качестве прикрытия сотрудничества с армянскими секретными службами и за незарегистрированные гранты, которые они получали через иные неправительственные организации. Заявители безуспешно пытались оспорить свое задержание в судах Азербайджана, утверждая, что отсутствуют доказательства в поддержку обвинения.
В августе 2015 года заявители были осуждены и проговорены к восьми с половиной и семи годам заключения. В декабре 2015 года приговоры были заменены на пять лет тюремного заключения условно, и Л.И. Юнусова была освобождена. Ее муж был также освобожден в связи с плохим состоянием здоровья.
Жалоба была подана в Европейский Суд по правам человека 17 октября 2014 г. Уголовное дело против заявителей является предметом отдельной жалобы (№ 51984/19).
16 июля 2020 г. Палата Европейского Суда единогласно постановила, что
– имело место нарушение пункта 1 статьи 5 (право на свободу и личную неприкосновенность) Европейской конвенции по правам человека в связи с лишением заявителей свободы 28 и 29 апреля 2014 г.;
– имело место нарушение пункта 1 статьи 5 Конвенции в связи с отсутствием достаточных оснований для ареста заявителей и досудебного задержания в период с 30 июля 2014 г. и до 2015 года;
– имело место нарушение пункта 4 статьи 5 (право на безотлагательное рассмотрение судом правомерности заключения под стражу) Конвенции;
– имело место нарушение пункта 2 статьи 6 (каждый обвиняемый в совершении уголовного преступления считается невиновным, до тех пор пока его виновность не будет установлена законным порядком) Конвенции;
– имело место нарушение статьи 8 (право на уважение частной и семейной жизни) Конвенции в связи с нападением на заявительницу во время пользования ею туалетом в тот момент, когда она была неодетой;
– имело место нарушение статьи 8 Конвенции в связи с обысками и изъятиями, которым подверглись оба заявителя;
– имело место нарушение статьи 1 Протокола № 1 (защита собственности) к Конвенции в связи с заморозкой банковских счетов заявителей без достаточных правовых оснований;
– отсутствовало нарушение статьи 13 (право на эффективное средство правовой защиты) Конвенции во взаимосвязи со статьей 1 Протокола № 1 к Конвенции и статьей 2 Протокола № 4 (свобода передвижения) к Конвенции;
– имело место нарушение статьи 18 (пределы использования ограничений в отношении прав) Конвенции, понимаемой во взаимосвязи со статьей 5 (право на свободу и личную неприкосновенность) Конвенции в связи с ограничением свободы заявителей в период между 30 июля 2014 г. и неуказанной датой 2015 года.
Европейский Суд указал, что задержание заявителей и содержание в СИЗО в период предварительного следствия были основаны на обвинениях, связанных с двумя отдельными наборами фактов, приписываемых им: первый набор фактов сформирован на основании обвинения в государственной измене, а второй связан с различными обвинениями в связи с грантами, полученными заявителями через неправительственные организации. Европейский Суд отметил, что заявители последовательно жаловались в суды Азербайджана и в Европейский Суд на то, что власти Азербайджана не предоставили каких-либо доказательств в поддержку подозрений на совершение заявителями преступлений.
Европейский Суд установил, что в материалах, представленных на его рассмотрение, отсутствуют какие-либо основания для того, чтобы прийти к выводу, что заявители могли совершить указанные им действия. Таким образом, Европейский Суд приходит к заключению, что отсутствуют доказательства того, что в рассматриваемый период времени заявители были лишены свободы на основании «обоснованного подозрения» в совершении уголовного преступления в виде государственной измены.
Кроме того, Европейский Суд отметил, что из материалов дела не следует, что спонсоры соответствующих проектов, которыми занимались заявители, когда-либо жаловались на то, что деньги, выплаченные в форме грантов, не были должным образом потрачены на цели, ради которых они были выделены. Также отсутствовали доказательства, которые бы иллюстрировали какие-либо элементы, позволяющие сформировать обоснованное подозрение, что заявители могли совершить уголовное деяние, связанное с мошенничеством и злоупотреблением доверием спонсоров.
Таким образом, Европейский Суд пришел к выводу, что в период с 30 июля 2014 г. до 2015 года заявители были лишены свободы при наличии «обоснованного сомнения» в совершении ими уголовных преступлений. Кроме того, Европейский Суд установил, что заявителям не было обеспечено должное судебное рассмотрение законности их задержания.
Европейский Суд постановил, что власти Азербайджана обязаны выплатить заявителям по 20 000 евро каждому в качестве компенсации морального вреда, а также 11 438 евро в качестве компенсации судебных расходов.
В соответствии со статьями 43 и 44 Европейской конвенции по правам человека данные решения Палаты не являются окончательными. В течение трех месяцев с момента их вынесения любая из сторон может подать ходатайство о пересмотре дела в Большой Палате Европейского Суда.
Photo by Jaime Lopes on Unsplash