0

Ответ властей Албании на нападение был неэффективным

Дело «Тёршана против Албании» (Tërshana v. Albania) (жалоба № 48756/14) касалось нападения на заявительницу в 2009 году с применением кислоты. Она подозревала, что за нападением стоит ее бывший муж, которого она обвиняла в домашнем насилии. 

Заявительница по делу – Зурата Тёршана – гражданка Албании 1984 года рождения, проживающая в г. Тирана (Албания). 29 июля 2009 года З. Тёршана шла по улице в г. Тирана с коллегами, когда неизвестный облил ее кислотой. Заявительница была доставлена в больницу в критическом состоянии, у нее было обожжено 25% лица и верхней части тела. В дальнейшем она поехала в Италию для получения специального лечения, в период с 2009 по 2012 год ей было сделано по меньшей мере 14 операций. Заявительница страдает от тревожности и психических проблем, а также боится возвращаться в Албанию. 

Органы прокуратуры незамедлительно начали расследование по факту нападения. З. Тёршана дала показания, заявив, что она не узнала нападавшего, но подозревает, что нападение было организовано ее бывшим мужем Е.А., который в прошлом проявлял насилие в отношении нее и угрожал убить. В квартире Е.А. был проведен обыск и изъято несколько вещей, в том числе два ножа. Е.А. был арестован за изготовление и незаконное хранение оружия. Однако позже окружным прокурором уголовное расследование против Е.А. было прекращено, так как было установлено, что ножи были декоративными, в связи с чем отсутствует состав уголовного преступления. 

Кроме того, были предприняты иные следственные действия: в частности, было проведено изучение обстоятельств дела на месте совершения преступления, опрошены семьи заявительницы и Е.А., были получены и изучены записи с камер видеонаблюдения двух банков, расположенных недалеко от места нападения, получены отчеты судебно-медицинской экспертизы, а также заказаны иные экспертизы для определения отпечатков пальцев с контейнера, который был использован при нападении на заявительницу, и вещества, найденного в нем и на одежде заявительницы. 

Расследование было приостановлено в феврале 2010 года, когда не удалось ни определить вещество, использованное при нападении, ни установить личность нападавшего. З. Тёршана неоднократно направляла запросы о ходе расследования, однако они оставались без ответа. Последняя информация, доступная по данному делу, касается того, что дело находится на рассмотрении полиции. 

В 2013 году суды прекратили производство по делу против государства в отношении жалобы на причинение вреда, поскольку ни З. Тёршана, ни ее адвокат не появились на слушаниях по делу. 

Жалоба была подана в Европейский Суд по правам человека 30 июня 2014 г. На основании статьи 2 (право на жизнь) Европейской конвенции по правам человека З. Тёршана жаловалась, что власти Албании не предприняли мер для защиты ее от нападения и не провели быстрого и эффективного расследования для установления личности нападавшего и его наказания. На основании статьи 13 (право на эффективное средство правовой защиты) Конвенции во взаимосвязи со статьей 2 Конвенции заявительница жаловалась, что она не может оспорить действия прокуратуры и получить компенсацию за нападение ни от преступника, ни от государства. И наконец, на основании статьи 14 (запрещение дискриминации) Конвенции заявительница жаловалась, что власти пассивно отнеслись к ее делу, поскольку она женщина.

4 августа 2020 года Палата Европейского Суда единогласно постановила, что:

– отсутствовало нарушение статьи 2 (право на жизнь) Конвенции в существенном аспекте,

– имело место нарушение статьи 2 Конвенции в процессуальном аспекте. 

В частности, Европейский Суд установил, что власти Албании не могут нести ответственности за нападение. Если бы они знали о риске для заявительницы, их долгом было бы принять превентивные меры. Однако в рассматриваемом деле власти Албании узнали о жестоком обращении бывшего мужа с заявительницей только после инцидента. 

С другой стороны, в ходе расследования по нападению, которое имело признаки гендерно обусловленного насилия и, таким образом, должно было способствовать тому, чтобы власти Албании отреагировали на него с особым вниманием, не было определено вещество, с помощью которого произошло нападение. Кроме того, расследование было приостановлено в 2010 году, при этом не было установлено лицо, ответственное за нападение, а заявительнице с тех пор не предоставлено какой-либо информации о ходе расследования, несмотря на ее неоднократные запросы. Европейский Суд не может признать в таких обстоятельствах, что ответ властей Албании на нападение был эффективным. 

Европейский Суд постановил, что власти Албании обязаны выплатить заявительнице 12 000 евро в качестве компенсации морального вреда и 2 720 евро в качестве компенсации судебных расходов.

В соответствии со статьями 43 и 44 Европейской конвенции по правам человека данные решения Палаты не являются окончательными. В течение трех месяцев с момента их вынесения любая из сторон может подать ходатайство о пересмотре дела в Большой Палате Европейского Суда.



Возврат к списку