0

Право на образование: лишение ученицы с расстройством аутического спектра (РАС) специальной поддержки при обучении представляет собой дискриминацию

Дело «G.L. против Италии» (G.L. v. Italy) (жалоба № 59751/15) касалось невозможности девочки, страдающей от неречевого расстройства аутического спектра (РАС), получить специализированную помощь во время первых двух лет обучения в начальной школе (в период между 2010 и 2012 годом), несмотря на то что такая поддержка предусмотрена законом. Власти Италии при этом ссылались на отсутствие финансирования. 

Заявительница по делу – G.L., гражданка Италии 2004 года рождения, проживающая в г. Эболи (Италия). С того момента как заявительница пошла в детский сад в 2007 году, она получала помощь 24 часа в неделю от тьютора в соответствии с законом Италии от 1992 года № 104 в целях совершенствования ее инклюзии и социализации в детском саду и на уроках, а также развития ее самостоятельности. Однако эта специализированная помощь прекратилась в первом классе начальной школы (2010–2011 годы), что привело к тому что девочку оставили на второй год. В августе 2011 года и январе 2012 года родители девочки дважды направляли запрос в муниципалитет г. Эболи, чтобы их дочь снова была обеспечена специализированной поддержкой, предусмотренной законом, однако власти оставляли их запросы без ответа. С января 2012 года родители оплачивали частную специализированную помощь для своей дочери, с тем чтобы она могла получать поддержку при обучении. Спустя два месяца власти проинформировали, что имеются сложности в возобновлении специализированной помощи, предоставляемой государством. В мае 2012 года родители обратились в Административный суд с запросом, чтобы местным органам власти поручили выплатить компенсацию за невозможность соблюдения права их дочери на получение специализированной помощи, предусмотренной законом. Их запрос был отклонен в ноябре 2012 года. Они обжаловали это постановление в Государственном совете Италии, который отклонил их жалобу в мае 2015 года. 

Жалоба в Европейский Суд по правам человека была подана 24 ноября 2015 г. На основании статьи 14 (запрещение дискриминации) Европейской конвенции по правам человека во взаимосвязи со статьей 2 Протокола № 1 (право на образование) к Конвенции G.L. жаловалась, что в течение двух лет она не получала специализированной помощи, предусмотренной законом. Она также утверждала, что власти Италии не смогли исполнить своего позитивного обязательства гарантировать равные возможности для людей с ограниченными возможностями. 

10 сентября 2020 года Палата Европейского Суда единогласно постановила, что имело место нарушение статьи 14 (запрещение дискриминации) Конвенции во взаимосвязи со статьей 2 Протокола № 1 (право на образование) к Конвенции. 

Европейский Суд установил, что G.L. не могла продолжить обучение в начальной школе на равных условиях с теми, что доступны другим детям, и что эти различия связаны с ее ограниченными возможностями. Власти Италии не стремились определить реальные потребности девочки и предоставить индивидуальную помощь для того, чтобы она могла продолжить обучение в начальной школе, насколько это возможно на тех же условиях, что и другие дети, посещающие эту школу. 

Европейский Суд также отметил, что дискриминация, от которой пострадала девочка, усугубилась еще и тем, что она имела место в контексте начального образования, которое формирует основы образования и социальной интеграции детей, предоставляя им первый опыт сосуществования в обществе. 

Европейский Суд постановил, что власти Италии обязаны выплатить заявительнице 2 520 евро в качестве компенсации материального ущерба, 10 000 евро в качестве компенсации морального вреда и 4 175 евро в качестве компенсации судебных расходов. 

В соответствии со статьями 43 и 44 Европейской конвенции по правам человека данные решения Палаты не являются окончательными. В течение трех месяцев с момента их вынесения любая из сторон может подать ходатайство о пересмотре дела в Большой Палате Европейского Суда.

Thanks to Markus Spiske for sharing their work on Unsplash.



Возврат к списку