0

Задержание и досудебное заключение известного журналиста привели к нарушениям Конвенции

Дело «Миргадиров против Азербайджана и Турции» (Mirgadirov v. Azerbaijan and Turkey) (жалоба № 62775/14) касалось задержания и досудебного заключения под стражу известного азербайджанского журналиста по обвинению в государственной измене и шпионаже в пользу Армении.

Заявитель по делу – Рауф Хабибула оглы Миргадиров – гражданин Азербайджана 1961 года рождения. В настоящее время заявитель проживает в г. Тальвиль (Швейцария). Ранее заявитель, являвшийся известным журналистом, работал корреспондентом азербайджанской газеты в Турции. В апреле 2014 года власти Турции отозвали его аккредитацию и вид на жительство и депортировали его в Азербайджан. По прибытии в аэропорт Баку Р. Миргадиров был задержан сотрудниками Министерства национальной безопасности Азербайджана (МНБ), а спустя два дня ему было предъявлено обвинение в передаче секретной информации агентам Армении. Заявитель провел в тюрьме период с апреля 2014 года до декабря 2015 года, когда Бакинский суд по тяжким преступлениям признал его виновным и приговорил к шести годам лишения свободы. В марте 2016 года Бакинский апелляционный суд заменил приговор на пять лет тюремного заключения условно и постановил освободить заявителя в тот же день. 

В период досудебного содержания под стражей заявитель подвергался различным ограничениям, в том числе ограничению права на использование телефона, встреч и связи с другими лицами за исключением адвоката. Суды Азербайджана отклонили его жалобы на досудебное заключение и наложенные на него ограничения. В июле 2014 года МНБ и Генеральной прокуратурой Азербайджана было сделано заявление, в котором сообщалось среди прочего, что заявитель передавал различную информацию, связанную с обеспечением национальной безопасности Азербайджана, бывшему министру национальной безопасности Армении.

Жалоба в Европейский Суд по правам человека была подана 11 сентября 2014 г. 

В Постановлении Палаты от 17 сентября 2020 года Европейский Суд единогласно постановил, что со стороны властей Азербайджана имело место:

– нарушение пункта 1 статьи 5 (право на свободу и безопасность) Конвенции в связи с отсутствием обоснованного подозрения в совершении преступления;

– нарушение пункта 1 статьи 5 Конвенции в связи с задержанием заявителя без ордера на арест;

– нарушение пункта 4 статьи 5 (рассмотрение судом правомерности его заключения под стражу) в связи с неспособностью судов Азербайджана оценить доводы заявителя в пользу его освобождения из-под стражи;

– нарушение пункта 2 статьи 6 (презумпция невиновности) Конвенции;

– нарушение статьи 8 (право на уважение частной и семейной жизни) Конвенции;

– отсутствие нарушения статьи 18 (пределы использования ограничений в отношении прав) Конвенции во взаимосвязи со статьей 5 Конвенции.

Европейский Суд также постановил, что отсутствует необходимость рассмотрения жалоб на нарушение властями Турции пункта 4 статьи 5 Конвенции, а остальные жалобы заявителя были признаны неприемлемыми для рассмотрения по существу. 

В частности, Европейский Суд установил, что доказательства, представленные как в Европейский Суд, так и в суды государства-ответчика, являются недостаточными для того, чтобы признать наличие обоснованного подозрения, что заявитель совершил государственную измену. Ограничения, наложенные на него во время досудебного содержания под стражей, также нарушали его права. 

Европейский Суд постановил, что власти Азербайджана обязаны выплатить заявителю 20 000 евро в качестве компенсации морального вреда.

В соответствии со статьями 43 и 44 Европейской конвенции по правам человека данные решения Палаты не являются окончательными. В течение трех месяцев с момента их вынесения любая из сторон может подать ходатайство о пересмотре дела в Большой Палате Европейского Суда.

Photo by Chris Yang on Unsplash



Возврат к списку