Дело «Мухаммад и Мухаммад против Румынии» (Muhammad and Muhammad v. Romania) (жалоба № 80982/12) касалась процедуры выдворения из Румынии двух граждан Пакистана после того, как их признали «нежелательными иностранцами».
Заявители Адиль Мухаммад и Рамзан Мухаммад – граждане Пакистана, 1993 и 1982 года рождения соответственно, проживающие в г. Карор (Пакистан). Заявители прибыли в Румынию в 2009 и 2012 годах соответственно с целью получения образования. Они оба учились в одном университете. 4 декабря 2012 года прокуратура подала заявление в Апелляционный суд Бухареста с запросом о признании А. Мухаммад и Р. Мухаммада «нежелательными иностранцами» на территории Румынии. По засекреченной информации от румынской разведки, имелись надежные свидетельства того, что заявители принимали участие в деятельности, представляющей угрозу национальной безопасности Румынии. По завершении процедуры заявителям было направлено письмо о том, что их объявили «нежелательными иностранцами» и они будут выдворены из страны. Заявители обжаловали это решение в Высший кассационный суд юстиции, утверждая, что Апелляционный суд Бухареста не направил им соответствующие документы и что засекреченный статус этих документов не был подтвержден. Высший кассационный суд юстиции жалобу заявителей отклонил.
19 декабря 2012 г. была подана жалоба в Европейский Суд по правам человека. На основании статьи 1 Протокола № 7 (процедурные гарантии в случае высылки иностранцев) к Европейской конвенции по правам человека и статьи 13 Конвенции (право на эффективное средство правовой защиты) заявители жаловались на то, что им не сообщили причины выдворения из Румынии. Они утверждали, что суды Румынии в основном ссылались на засекреченность информации по данному вопросу и не уточняли обвинения, которые предъявлялись заявителям.
10 июля 2015 г. в соответствии с правилом 54 Регламента Европейского Суда власти Румынии были уведомлены о жалобе, также им было предложено ответить на вопросы.
26 февраля 2019 года Палата в соответствии со статьей 30 Конвенции и правилом 72 Регламента Европейского Суда уступила юрисдикцию по данному делу в пользу Большой Палаты.
15 октября 2020 года Большая Палата Европейского Суда большинством голосов постановила, что имело место нарушение статьи 1 Протокола № 7 (процедурные гарантии в случае высылки иностранцев) к Конвенции.
Европейский Суд установил, что заявители получили крайне мало общей информации о правовой природе обвинений, выдвинутых против них, тогда как в материалах дела отсутствовали какие-либо особые действия, которые предположительно могли представлять угрозу национальной безопасности страны. Заявителям также не было предоставлено информации об основных стадиях рассмотрения дела или о возможности получения доступа к засекреченным документам в деле, например, посредством получения услуг адвоката, имеющего необходимый уровень доступа к секретным документам. С учетом всего рассмотрения дела и принимая во внимание пределы усмотрения, предоставленные государствам – участникам Конвенции в таких вопросах, Европейский Суд установил, что при рассмотрении дела судами Румынии не был соблюден баланс ограничений в отношении прав заявителей, предусмотренных статьей 1 Протокола № 7 к Конвенции, таким образом, чтобы сохранить суть этих прав.
Европейский Суд постановил, что власти Румынии обязаны выплатить по 10 000 евро каждому заявителю в качестве компенсации морального вреда и 1 365 евро совместно обоим заявителям в качестве компенсации судебных расходов и издержек.
Судьи Ангелика Нуссбергер, Пауль Лемменс и Паулиине Коскело, избранные от Германии, Бельгии и Финляндии соответственно, выразили совместное совпадающее мнение. Судья Пауло Пинто де Альбукерке, избранный от Португалии, выразил совпадающее мнение, к которому присоединилась судья Мария Элосеги, избранная от Испании. Свои совпадающие мнения выразили также судья Георгий А. Сергидес, избранный от Кипра, и судья Мария Элосеги, избранная от Испании. Судьи Анна Юдковская, избранная от Украины, Юлия Антоанелла Моток, избранная от Румынии, и Петер Пачолаи, избранный от Венгрии, выразили совместное особое мнение.
В соответствии со статьей 44 Конвенции постановление Большой Палаты Европейского Суда является окончательным и вступает в силу немедленно.