Дело «Чвик против Польши» (Ćwik v. Poland) (жалоба № 31454/10) касалось жалобы заявителя на то, что судопроизводство по делу в отношении него по обвинению в продаже наркотиков было несправедливым.
Заявитель – Гжегож Чвик, гражданин Польши 1968 года рождения. Заявитель был членом преступной группы, которая принимала участие в крупномасштабных поставках кокаина в Польшу. В 1997 году, когда заявитель и еще один член банды, K.G., предприняли попытку отделиться и действовать независимо, у них не получилось выгодно продать большую партию кокаина. Как следствие, K.G. был похищен и его пытали, чтобы получить информацию о недополученном кокаине и деньгах, принадлежащих банде, при этом некоторые его заявления были записаны на аудиокассету. Полиция, приехавшая по вызову хозяина дома, где держали K.G., освободила заложника и изъяла кассету. Через несколько лет, в 2008 году, заявителю было предъявлено обвинение в трех эпизодах торговли кокаином, и он был приговорен к 12 годам лишения свободы. Суд главным образом основывал свои выводы на заявлениях, данных двумя членами преступной группировки, в которую ранее входил заявитель, принявших решение сотрудничать с полицией. Суд также в качестве дополнительного доказательства использовал расшифровку записи заявлений K.G., которые были взяты с аудиокассеты, записанной членами банды, постановив, что это является подтверждением того, что заявитель был вовлечен в бизнес по торговле кокаином. В своей жалобе Г. Чвик оспаривал, среди прочего, использование судом расшифровки записи, утверждая, что заявления были получены под пытками и, таким образом, являются неприемлемыми на основании соответствующих положений Уголовно-процессуального кодекса Польши, которые исключают любые показания, полученные под принуждением. Апелляционный суд отклонил жалобу, установив, что данное правило применимо исключительно к властям, проводящим расследование, и не касается частных лиц. Верховный суд Польши отклонил кассационную жалобу заявителя в 2009 году как явно необоснованную.
Жалоба в Европейский Суд по правам человека была подана 13 мая 2010 г. На основании пункта 1 статьи 6 Европейской конвенции по правам человека заявитель утверждал, что суды не должны были принимать в качестве доказательства расшифровку записи признания, сделанного его сообщником под пытками.
5 ноября 2020 года Палата Европейского Суда пятью голосами против двух постановила, что имело место нарушение пункта 1 статьи 6 (право на справедливое судебное разбирательство) Конвенции. Европейский Суд установил, что суды Польши при рассмотрении дела заявителя не ставили под сомнение, что признания получены в результате жестокого обращения, запрещенного статьей 3 Конвенции. Однако суды приняли к рассмотрению свидетельства из таких показаний, чтобы предъявить обвинение заявителю, в нарушение абсолютного запрета жестокого обращения, гарантированного статьей 3 Конвенции, и не принимая во внимание выводы, следующие из права заявителя на справедливое судебное разбирательство, гарантированное пунктом 1 статьи 6 Конвенции.
В частности, Европейский Суд напомнил о правиле, что принятие в качестве свидетельства заявлений, полученных в результате пыток или жестокого обращения, запрещенного статьей 3 Конвенции, делает всё судопроизводство по делу несправедливым. Это первое дело, в котором Европейский Суд применяет это правило в отношении показаний, полученных в результате жестокого обращения, допущенного частными лицами. Все ранее рассмотренные дела касались доказательств, полученных в результате жестокого обращения со стороны сотрудников полиции.
Европейский Суд постановил, что власти Польши обязаны выплатить заявителю 8 000 евро в качестве компенсации морального вреда.
Судьи Кшиштоф Войтычек, избранный от Польши, и Алеш Пейхал, избранный от Чехии, выразили совместное особое мнение.
В соответствии со статьями 43 и 44 Европейской конвенции по правам человека данное решение Палаты не является окончательным. В течение трех месяцев с момента его вынесения любая из сторон может подать ходатайство о пересмотре дела в Большой Палате Европейского Суда.