0

Отказ предоставить заявительнице право на общение с ребенком ее бывшей партнерши не нарушил Конвенцию

Дело «Оннер против Франции» (Honner v. France) (жалоба № 19511/16) касалось отказа предоставить заявительнице право на общение с ребенком, который родился в Бельгии у ее бывшей партнерши, когда две женщины еще были в паре, с использованием вспомогательных репродуктивных технологий, несмотря на то что заявительница также принимала участие в воспитании ребенка в первые годы его жизни. 

Заявительница по делу – Рейчел Оннер, гражданка Франции 1966 года рождения, проживающая в г. Париже (Франция). Ребенок G. родился в 2007 году, после того как заявительница и ее партнерша С. решили создать семью. Пара совместно проживала с 2000 года и оформила «гражданское партнерство» в апреле 2009 года. Обе женщины воспитывали ребенка вместе вплоть до решения разойтись в мае 2012 года. 

Спустя несколько недель после прекращения «гражданского партнерства» бывшая партнерша Р. Оннер стала возражать против продолжения общения между ребенком и заявительницей. Заявительница обратилась к судье по семейным спорам за защитой права на посещение и контакты с ребенком, ее ходатайство было удовлетворено судом. Судья пришел к выводу, что рождение ребенка было результатом совместного решения обоих «членов семьи» и что заявительница привязана к ребенку с момента его рождения.

Бывшая партнерша заявительницы оспорила данное решение, которое в итоге было отменено. Парижский апелляционный суд установил, что встречи заявительницы и ребенка носят для последнего чрезвычайно травматичный характер и, таким образом, продолжение общения ребенка с Р. Оннер не отвечает лучшим интересам ребенка. Заявительница подала жалобу в Кассационный суд, однако она была отклонена. 

Жалоба в Европейский Суд по правам человека была подана 7 апреля 2016 г. На основании статьи 8 Европейской конвенции по правам человека заявительница утверждала, что отказ предоставить ей право общаться с сыном ее бывшей партнерши, которого она воспитывала с ранних лет, нарушает ее право на уважение семейной жизни.

12 ноября 2020 года Палата Европейского суда единогласно постановила, что отсутствовало нарушение статьи 8 (право на уважение семейной жизни) Конвенции. 

Европейский Суд установил, в частности, что, отказав в удовлетворении запроса заявительницы по причине соблюдения лучших интересов ребенка и должным образом обосновав свое решение, власти Франции не нарушили своих позитивных обязательств по предоставлению гарантий эффективного соблюдения права заявительницы на уважение ее семейной жизни.

В соответствии со статьями 43 и 44 Европейской конвенции по правам человека данное решение Палаты не является окончательным. В течение трех месяцев с момента его вынесения любая из сторон может подать ходатайство о пересмотре дела в Большой Палате Европейского Суда.




Возврат к списку