В сегодняшнем постановлении Большой палаты по делу «Грузия против Российской Федерации (II)» (жалоба № 38263/08) Европейский Суд по правам человека постановил:
одиннадцатью голосами против шести, что события, произошедшие во время активной фазы боевых действий (с 8 по 12 августа 2008 г.), не подпадают под юрисдикцию Российской Федерации для целей статьи 1 Европейской конвенции о правах человека;
– шестнадцатью голосами против одного, что события, произошедшие после прекращения боевых действий (в соответствии с соглашением о прекращении огня от 12 августа 2008 г.), подпадают под юрисдикцию Российской Федерации;
– шестнадцатью голосами против одного, что имела место административная практика, противоречащая статьям 2, 3 и 8 Конвенции и статье 1 Протокола № 1 к Конвенции;
– единогласно, что грузинские гражданские лица, задержанные южноосетинскими силами в Цхинвале примерно с 10 по 27 августа 2008 г., подпадают под юрисдикцию Российской Федерации в целях статьи 1;
– единогласно, что имела место административная практика, противоречащая статье 3, в отношении условий содержания под стражей около 160 грузинских гражданских лиц и унизительных действий, которые причинили им страдания и должны были рассматриваться как бесчеловечное и унижающее достоинство обращение;
– единогласно, что имела место административная практика, противоречащая статье 5, в отношении произвольного задержания гражданских лиц Грузии в августе 2008 года;
– единогласно, что грузинские военнопленные, задержанные в Цхинвали в период с 8 по 17 августа 2008 года южноосетинскими силами, подпадают под юрисдикцию Российской Федерации по смыслу статьи 1 Конвенции;
– шестнадцатью голосами против одного, что имела место административная практика, противоречащая статье 3 Конвенции, в отношении актов пыток, жертвами которых стали грузинские военнопленные;
– шестнадцатью голосами против одного, что граждане Грузии, которым было запрещено вернуться в Южную Осетию или Абхазию, подпадают под юрисдикцию Российской Федерации;
– шестнадцатью голосами против одного, что имела место административная практика, противоречащая статье 2 Протокола № 4, в отношении неспособности граждан Грузии вернуться в свои дома;
– единогласно, что не имело место нарушение статьи 2 Протокола № 1 к Конвенции;
– единогласно, что Российская Федерация имела процессуальное обязательство в соответствии со статьей 2 Конвенции провести адекватное и эффективное расследование не только событий, произошедших после прекращения боевых действий (после соглашения о прекращении огня от 12 августа 2008 г.), но и на события, произошедшие в период активной фазы боевых действий (8–12 августа 2008 г.);
– шестнадцатью голосами против одного, что имело место нарушение статьи 2 Конвенции в ее процессуальном аспекте;
– единогласно, что нет необходимости отдельно рассматривать жалобу государства-заявителя на нарушение статьи 13 в совокупности с другими статьями.