Права человека в эпоху Искусственного Интеллекта: Европа как созидатель международных стандартов в области искусственного интеллекта

г. БЕРЛИН, 20 января 2021 г.

Итоговый документ конференции

Совет Европы – ведущая организация Европы по защите и продвижению прав человека, демократии и верховенства права. Это единственный орган, деятельность которого сфокусирована одновременно на данных трех составляющих и имеет уникальные возможности для установления обязательных стандартов посредством своей межправительственной структуры.

Совет Европы с самого начала решительным образом встал на путь решения проблем, связанных с новыми технологиями. Конвенция № 108 «О защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных» и Будапештская конвенция о киберпреступности стали всеобщими отправными точками. Европейский Суд по правам человека неоднократно заявлял, что Европейская конвенция о правах человека применяется как в онлайн-, так и в офлайн-пространстве.

Совет Европы в настоящий момент решает один из самых насущных вопросов для будущего наших обществ: как обеспечить, чтобы искусственный интеллект (ИИ) защищал, а не угрожал правам человека, демократии и верховенству права. Развитие искусственного интеллекта – это одновременно и возможность, и проблема, и его влияние практически на все виды человеческой деятельности очевидно.

Федеральное министерство иностранных дел Германии и Федеральное министерство юстиции и защиты потребителей в рамках председательства Германии в Комитете министров Совета Европы, при поддержке Совета Европы провели 20 января 2021 г. онлайн-конференцию на высоком уровне по данному вопросу. Руководители органов власти государств со всего мира, представители академических кругов, частного сектора и гражданского общества, включая представителей Специального комитета по искусственному интеллекту (CAHAI) Совета Европы, а также эксперты из ЕС рассмотрели вопрос об осуществимости и потенциальных элементах международной общепринятой правовой базы по Искусственному Интеллекту.

В частности, конференция рассмотрела влияние искусственного интеллекта на права человека, демократию и верховенство права. Она также выявила международные перспективы регулирования ИИ, как в отношении деятельности, осуществляемой в рамках Совета Европы, так и за его пределами. Кроме того, конференция отметила необходимость сотрудничества международных разработчиков стандартов для регулирования ИИ, в частности, Совета Европы и Европейского союза.

Принимая во внимание дискуссии, состоявшиеся во время конференции, Комитет министров в лице председательствующей в нем Германии:

1. Приходит к выводу, что искусственный интеллект представляет собой прекрасную возможность как для каждого человека, так и для гармоничного развития наших обществ, чему, в частности, способствуют Цели в области устойчивого развития Организации Объединенных Наций.

2. Признаёт, что растущая зависимость от искусственного интеллекта влечет за собой значительные риски, в частности, в отношении прав человека, демократии и верховенства права – основных элементов, на которых построены наши европейские общества.

3. Признаёт, что дискриминация, появление общества, в котором установлен контроль за гражданами, посягательство на автономию личности, искажение информации, вмешательство в выборы и цифровая изоляция являются конкретными проблемами, связанными с искусственным интеллектом.

4. Отмечает, что технико-экономическое обоснование CAHAI, а также недавние доклады Парламентской ассамблеи Совета Европы и рекомендации Комиссара по правам человека проясняют и конкретизируют  многие указанные выше последствия как для отдельных лиц, так и для общества в целом.

5. Отмечает, что технико-экономическое обоснование правовой базы проектирования, разработки и применения ИИ на основе стандартов Совета Европы, выполненное CAHAI, выявило существующие пробелы в применяемой в настоящее время правовой базе в отношении проблем, возникающих при проектировании, разработке и использовании искусственного интеллекта.

6. Отмечает, что надлежащее международное регулирование искусственного интеллекта, основанное на существующих правовых стандартах, а также дополняющее их, имеет таким образом важное значение для укрепления прав человека, демократии и верховенства права посредством проектирования, разработки и использования искусственного интеллекта, и в равной степени обеспечения соответствия им.

7. Решительно поддерживает развитие обязательной горизонтальной правовой базы, закладывающей основы для любого применения искусственного интеллекта, и в то же время разработку отраслевых обязательных или рекомендательных правовых инструментов в зависимости от рисков правам человека, демократии и верховенству права.

8. Признаёт, что особые требования к искусственному интеллекту, которые обеспечивают прозрачность, качество данных для его обучения, автономия человека, достаточная вариативность жалоб и средства правовой защиты, а также, помимо прочего, гарантии эффективных механизмов правоприменения, имеют огромное значение при разработке элементов будущей правовой базы в отношении искусственного интеллекта.

9. Отмечает, что следует поощрять технологии ИИ, которые продвигают, укрепляют и усиливают защиту прав человека, демократии и верховенства права.

10. Рекомендует в случае, если при оценке рисков воздействия технологии ИИ с учетом ситуации обнаруживаются значительные или неизвестные последствия в отношении прав человека, демократии или верховенства права и если в текущих правовых рамках отсутствуют соответствующие меры нивелирования воздействия, использование таких технологий должно быть запрещено или должен быть наложен мораторий на их использование.

11. Призывает CAHAI продолжать свою работу, в том числе в рамках консультаций, с участием всех заинтересованных сторон.

12. Призывает все органы Совета Европы продолжать свою работу в области искусственного интеллекта в координации с CAHAI.

13. Призывает все международные организации, включая Европейский союз, сотрудничать с Советом Европы в его работе в области искусственного интеллекта.

14. Примет во внимание дискуссии, прошедшие в рамках конференции, при организации 131-го заседания Комитета министров иностранных дел государств – членов Совета Европы, которое состоится в мае 2021 года, что должно стать вдохновляющим сигналом от государств-членов в поддержке и поощрении Совета Европы и, в частности, CAHAI в текущей работе.

Photo by Geralt on Pixabay 



Возврат к списку