0

Правовая неопределенность: прекращение права собственности в связи со спорной приватизацией

16 марта 2021 года Европейский Суд по правам человека вынес Постановление по делу «Серегин и другие против Российской Федерации», жалобы №№ 31686/16, 45709/16, 50002/16, 3706/18 и 24206/18.

Дело касалось прекращения судами в пользу муниципалитетов зарегистрированного права собственности заявителей на земельные участки в связи с незаконной приватизацией.

В период с 2009 по 2013 год заявители приобрели у третьих лиц земельные участки в Московской области и Краснодарском крае и зарегистрировали на них право собственности. Несколько лет спустя суды прекратили их право собственности на основании того, приватизация данных участков их первыми владельцами была незаконной. Суды постановили, что вмешательство в осуществление заявителями права собственности было предусмотрено законом, преследовало правомерную цель и не являлось несоразмерным. Жалобы заявителей на решения судов были оставлены без удовлетворения.

По мнению властей Российской Федерации, спорные земельные участки выбыли из владения муниципалитетов в результате мошеннических действий третьих лиц в период 1990–2000 годов, когда система регистрации права собственности на землю имела существенные недостатки: она не позволяла в то время проследить хронологию сделок с земельным участком, установить личность предыдущих собственников, а иногда, в отсутствие межевания, – определить местоположение и границы земельного участка.

Европейский Суд пришел к выводу, что заявители пострадали в результате событий, имевших место исключительно по вине государственной системы регистрации прав собственности на землю, действий властей и третьих лиц, а также из-за негибкого применения положений об истребовании имущества. Какой-либо компенсации заявители не получили. Поэтому справедливое равновесие между требованиями защиты интересов общества и необходимостью защиты права собственности заявителей было нарушено.

Европейский Суд единогласно постановил, что имело место нарушение статьи 1 Протокола № 1 к Конвенции. Вопрос о компенсации материального ущерба и морального вреда не готов к рассмотрению, в связи с чем его рассмотрение отложено.



Возврат к списку