0

10 лет Стамбульской конвенции: вселяя надежду, мотивируя на уважение и прекращение насилия в отношении женщин

11 мая исполняется 10 лет со дня открытия для подписания Конвенции Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием (Стамбульской конвенции). По этому случаю Комитет представителей сторон выпустил декларацию.

Комитет вновь заявил о существенной роли Конвенции и о своей решимости усилить и ускорить принимаемые меры в следующем десятилетии по искоренению насилия в отношении женщин и насилия в семье.

Выражая глубокую озабоченность препятствиями на пути к прекращению всех форм насилия, отраженных в Конвенции, и осуждая любые шаги, совершаемые для отхода от ее стандартов, Комитет тем не менее высоко оценивает роль Конвенции в деле предотвращения насилия, защиты жертв и привлечения к ответственности виновных. Кроме того, Комитет выражает признательность неправительственным организациям, занимающимся правами женщин, за помощь в достижении прогресса.

Комитет призывает государства – участников Конвенци «активизировать усилия по продвижению и полному осуществлению» договора.

Среди инициатив декларации Комитет отмечает создание специального онлайн-портала, демонстрирующего достижения Стамбульской конвенции по изменению законодательств и политики европейских государств, направленных на защиту женщин.

Десять лет назад Стамбульская конвенция – самый передовой международный договор по предотвращению и борьбе с насилием в отношении женщин – была единогласно принята властями всех 47 государств – членов Совета Европы. В настоящее время только Россия и Азербайджан не подписали Конвенцию, а Турция в 2021 году денонсировала договор. 33 государства-члена ратифицировали договор и 12 подписали вместе с Европейским союзом. Страны за пределами Европы, такие как Тунис и Казахстан, стремятся присоединиться к ней.

На протяжении последних 10 лет Конвенция вдохновила государства на обеспечение лучшей защиты женщин от насилия и привлечения к ответственности виновных. В уголовное законодательство были введены новые виды правонарушений, касающиеся всех форм насилия в отношении женщин, такие как преследование, принуждение к вступлению в брак и операции на женских половых органах, приводящие к увечьям.

Власти государств изменили свое законодательство таким образом, чтобы сексуальное насилие и изнасилование квалифицировались как преступления не только исходя из факта применения силы, но и при отсутствии добровольного согласия. Были созданы национальные телефонные линии помощи и новые службы поддержки жертв насилия. Мониторинг, проводимый в рамках Конвенции, помогает повысить осведомленность и способствует дальнейшим позитивным изменениям.

Для миллионов женщин и девочек Конвенция несет надежду и чувство защищенности. Этот договор помогает жертвам насилия говорить о проблемах и позволяет профессионалам адекватно реагировать.

Женщины часто сталкиваются с насилием только потому, что они женщины. Стамбульская конвенция направлена на то, чтобы изменить это отношение, в том числе с помощью образования, чтобы подчеркнуть согласие, партнерство, уважение и равенство. Каждый, включая мужчин и мальчиков, должен сыграть свою роль в предотвращении насилия в отношении женщин и обеспечении того, чтобы положения Стамбульской конвенции претворялись в жизнь, что в свою очередь повысит уровень безопасности и расширит возможности женщин и девочек в Европе.

Десятая годовщина Стамбульской конвенции дает уникальную возможность осветить ее достижения и цели на ближайшие годы.

11 мая Совет Европы совместно с Федеральным министерством Германии по делам семьи, пожилых людей, женщин и молодежи организует онлайн-конференцию на тему «Гендерное равенство и Стамбульская конвенция: десятилетие деятельности» в рамках действующего председательства Германии в Комитете министров.

Позиция Европейского Суда по правам человека, касающаяся применения положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Стамбульской конвенции, продемонстрирована, в частности, в статье адвоката Марии Давтян «Защита лиц, пострадавших от домашнего насилия, в практике Европейского Cуда по правам человека», опубликованной в журнале «Прецеденты Европейского Суда по правам человека» за 2017 год, № 3, и в ряде постановлений Европейского Суда:

«Володина против Российской Федерации» (Volodina v. Russia) от 9 июля 2019 г., жалоба № 41261/17[1],

«Валюльиенэ против Литвы» (Valiulienė v. Lithuania) от 26 марта 2013 г., жалоба № 33234/07[2],

«Еремия против Республики Молдова» (Eremia v. Moldova) от 28 мая 2013 г., жалоба № 3564/11[3],

«Мудрик против Республики Молдова» (Mudric v. Moldova) от 16 июля 2013 г., жалоба № 74839/10[4],

«Румор против Италии» (Rumor v. Italy) от 27 мая 2014 г., жалоба № 72964/10[5],

«Дурмаз против Турции» (Durmaz v. Turkey) от 13 ноября 2014 г., жалоба № 3621/07[6],

«А против Хорватии» (A v. Croatia) от 14 октября 2010 г., жалоба № 55164/08[7],

«Гайдуова против Словакии» (Hajduova v. Slovakia) от 30 ноября 2010 г., жалоба № 2660/03,

«Опуз против Турции» (Opuz v. Turkey), жалоба № 33401/02, ECHR 2009,

«Тальпис против Италии» (Talpis v. Italy) от 2 марта 2017 г., жалоба № 41237/14,

«Польшина против Российской Федерации» (Polshina v. Russia) от 16 июня 2020 г.,жалоба № 65557/14[8],

«Y. против Словении» (Y. v. Slovenia) от 28 мая 2015 г., жалоба № 41107/10[9].



[1] См.: Бюллетень Европейского Суда по правам человека. 2020. № 4.

[2] См.: Прецеденты Европейского Суда по правам человека. 2017. № 3.

[3] См.: Прецеденты Европейского Суда по правам человека. 2017. № 3.

[4] См.: Прецеденты Европейского Суда по правам человека. 2017. № 3.

[5] См.: Прецеденты Европейского Суда по правам человека. 2017. № 3.

[6] См.: Прецеденты Европейского Суда по правам человека. 2017. № 3.

[7] См.: Прецеденты Европейского Суда по правам человека. 2015. № 8.

[8] См.: Бюллетень Европейского Суда по правам человека. 2020. № 8.

[9] См.: Бюллетень Европейского Суда по правам человека. 2016. № 5.



Возврат к списку