0

Радиотехническая разведка и сбор приватной информации: защита национальной безопасности или нарушение права на частную жизнь и тайную переписки

25 мая 2021 года Большая Палата Европейского Суда вынесла Постановление по делу «Центр правосудия против Швеции» (Centrum för rättvisa v. Sweden), жалоба № 35252/08.

Заявитель – некоммерческий фонд, оказывающий правовую поддержку клиентам, в том числе в судебных тяжбах против государства. Фонд утверждал, что информация, которой он обменивался со своими клиентами посредством электронной почты, факсимильной связи и телефонных переговоров, могла быть или уже была перехвачена и изучена с помощью средств электронной разведки. Такой перехват допускался и регулировался Законом о радио- и радиотехнической разведке.

Фонд не подавал жалобы в суды в Швеции в связи с тем, что, по его мнению, законодательство не предусматривало каких-либо эффективных средств правовой защиты в данной ситуации.

Европейский Суд напомнил, что государства – участники Конвенции имеют широкие пределы усмотрения при выборе механизма наблюдения в сфере обмена информацией, особенно с учетом роста числа угроз национальной безопасности. Таким образом, решение о применении подобного перехвата не нарушало положений статьи 8 Конвенции. Тем не менее Суд отметил, что режим массового перехвата данных несет в себе риск злоупотреблений. Следовательно, на каждом этапе осуществления подобных мероприятий необходимы «сквозные гарантии», которые предполагают оценку необходимости и соразмерности принимаемых мер.

В этой связи Суд отметил, что, несмотря на все усилия спецслужб Швеции по выполнению своих обязанностей в соответствии с положениями Конвенции, режим радиоперехвата, тем не менее, имел три недостатка:

1) отсутствие четких правил уничтожения перехваченного материала, не содержащего персональные данные;

2) отсутствие требования в Законе о радио- и радиотехнической разведке или другом соответствующем законодательстве, согласно которому при принятии решения о передаче разведывательных материалов иностранным партнерам учитывались бы интересы частных лиц в отношении конфиденциальности;

3) отсутствие эффективного контроля ex post facto.

Таким образом система не отвечала требованиям «сквозных гарантий»: она превышала пределы усмотрения, предоставленные государству-ответчику, и в целом не защищала от риска произвола и злоупотреблений.

Европейский Суд по правам человека 15 голосами «за» при двух – «против» постановил, что в данном деле власти Швеции нарушили требования статьи 8 Конвенции, и обязал власти государства-ответчика выплатить фонду-заявителю 52 625 евро в качестве возмещения судебных расходов и издержек.

Полный текст Постановления БП в переводе на русский язык будет опубликован в одном из ближайших спецвыпусков журнала «Прецеденты Европейского Суда по правам человека».



Возврат к списку