0

Дело Kurt v. Austria: Европейский Суд не нашел нарушение Конвенции

15 июня 2021 года Большая Палата Европейского Суда вынесла Постановление по делу Kurt v. Austria, жалоба № 62903/15.

Дело касалось жалобы заявительницы на то, что австрийские власти не смогли защитить её и двух её детей от жестокого мужа, отца детей, на которого она жаловалась в полицию по поводу домашнего насилия и который убил их сына, прежде чем совершить самоубийство.

В этом Постановлении Большая Палата впервые разъяснила общие принципы, применимые к делам о домашнем насилии в соответствии со статьей 2 Конвенции. Суд расширил эти принципы на основе «теста Османа» (Осман против Соединенного Королевства, 28 октября 1998 г.).

Суд повторил, что власти должны были незамедлительно отреагировать на заявления о насилии в семье и что от них требовалось особое внимание при рассмотрении таких дел.

Власти должны были установить – существовала ли реальная и непосредственная опасность для жизни одной или нескольких выявленных жертв. С этой целью они были обязаны провести независимую, профилактическую и всестороннюю оценку рисков. Они должны были оценить реальность и непосредственность риска, должным образом учитывая конкретный контекст дел о домашнем насилии. Если результат оценки риска заключался в том, что существовала реальная и непосредственная опасность для жизни, то власти обязаны были принять предупреждающие оперативные меры. Такие меры должны быть адекватными и соразмерными уровню оцениваемого риска.

Суд согласился с Правительством Австрии, что на основании информации, известной властям в рассматриваемое время, не было никаких признаков, указывающих на реальную и непосредственную опасность дальнейшего насилия в отношении сына заявителя за пределами районов, в отношении которых действовал запретительный приказ, не говоря уже о риске летального исхода. Оценка властей выявила определенный уровень несмертельного риска для детей в контексте домашнего насилия, совершенного отцом, основной целью которого была заявительница.

Меры, предписанные властями, оказались достаточными для сдерживания любого риска дальнейшего насилия в отношении детей, и власти тщательно и добросовестно приняли все необходимые способы защиты. Никакой реальной и непосредственной опасности нападения на детей не было обнаружено.

Таким образом, в обстоятельствах настоящего дела на власти не возлагалось никаких обязательств по принятию дополнительных предупреждающих оперативных мер конкретно в отношении детей заявительницы в частных или общественных местах, например, запрет на посещение детской школы.

Принимая во внимание требования австрийского уголовного законодательства и те, которые вытекают из статьи 5 Конвенции, гарантирующей права обвиняемого, Суд не нашел оснований подвергать сомнению выводы австрийских судов, которые приняли решение не выносить постановление о предварительном заключении под стражу отца детей. В этой связи Суд вновь заявил, что в соответствии со статьей 5 задержание недопустимо, если оно не соответствовало национальному законодательству.

Европейский Суд десятью голосами против семи постановил, что отсутствует нарушение статьи 2 (право на жизнь) Конвенции.

Полный текст перевода Постановления по делу Kurt v. Austria в переводе на русский язык будет опубликован в одном из ближайших выпусков журнала «Прецеденты Европейского Суда по правам человека».



Возврат к списку