Европейский Суд коммуницировал властям Польши 12 жалоб (№№ 1819/21, 3682/21, 4957/21, 6217/21, 3639/21, 4188/21, 5876/21, 6030/21, 3801/21, 4218/21, 5114/21 и 5390/21) и попросил представить свои замечания. Жалобы были разделены на три группы по четыре жалобы и касались права на аборт в Польше. В Европейский Суд поступило более 1 000 аналогичных жалоб.
22 июня 2017 года группа из 104 парламентариев обратилась в Конституционный суд Польши с просьбой признать неконституционными пункты 4a(1)2 и первое предложение пункта 4a(2) Закона 1993 года «О планировании семьи, защите человеческого плода и условиях допустимости прерывания беременности». Указанные пункты допускали легальные аборты в связи с аномалиями плода. Производство по делу было прекращено. Среди обратившихся в Конституционный суд была депутат K.P., ставшая впоследствии судьей Конституционного суда.
19 ноября 2019 года, после парламентских выборов, аналогичное обращение поступило от другой группы депутатов. 22 октября 2020 года Конституционный суд постановил, что положения указанных пунктов несовместимы с Конституцией (решение вступило в силу 27 января 2021 года, после подачи настоящих жалоб в Европейский Суд).
После вынесения данного решения по всей стране прошли акции протеста, в которых, по сообщениям заявительниц, приняло участие не менее 500 000 человек. Операции были частично возобновлены лишь после вмешательства неправительственных организаций и некоторых депутатов. 30 октября 2020 года президент Польши внес в Сейм законопроект, содержащий поправки к Закону 1993 года. Законопроект предполагал возвращение возможности прерывания проведения аборта, но только в случаях смертельных аномалий плода.
В настоящее время Закон предусматривает возможность проведения аборта только в случае явной угрозы здоровью матери и беременности в результате насилия, и имеет уточнения по срокам прерывания.
Заявительницы, обратившиеся в Европейский Суд – 12 женщин, гражданок Польши, родившиеся в период с 1980 по 1993 год. Ссылаясь на статью 8 (право на уважение частной и семейной жизни) Европейской конвенции по правам человека, они жаловались, в частности, на то, что стали потенциальными жертвами нарушения их прав, поскольку вынуждены сейчас или будут вынуждены в дальнейшем вынашивать плод до родов (если их ситуация не подпадает под условия действующего Закона).
Кроме того, они утверждали, что решение о запрете абортов было вынесено Конституционным судом, полномочия которого нелегитимны, поскольку, во-первых, Конституционный суд был сформирован незаконно: три его члена были избраны с нарушением Конституции, а во-вторых, и не был беспристрастным, поскольку судья К.П. была среди подписавших обращение в Конституционный суд по запрещению абортов.
Ссылаясь на статью 3 (запрет бесчеловечного или унижающего достоинство обращения) Конвенции, заявительницы также жаловались на страдания, вызванные перспективой того, что их заставят родить больного или мертвого ребенка.
Жалобы были поданы в Европейский Суд в разные даты в 2021 году. Суд решил рассмотреть их в приоритетном порядке в соответствии с Правилом 41 Регламента Суда.
1 июля 2021 года Председатель Первой секции Суда принял решение коммуницировать жалобы властям Польши. Власти должны предоставить свои замечания до 13 сентября 2021 г.