0

Расследование убийства журналистки Анны Политковской признано неэффективным ввиду невозможности установления заказчика преступления

В постановлении Палаты по делу «Мазепа и другие против Российской Федерации» (жалоба № 15086/07) Европейский Суд по правам человека 17 июля 2018 г. пятью голосами против двухрешил, что имело место нарушение статьи 2 Конвенции (право на жизнь).

Дело касалось расследования убийства в 2006 году журналистки Анны Политковской. Заявителями выступили Раиса Александровна Мазепа (1929 г.р.), Елена Степановна Кудимова (1957 г.р.), Вера Александровна Политковская (1980 г.р.) и Илья Александрович Политковский (1978 г.р.), являющиеся матерью, сестрой и детьми убитой журналистки.

Европейский Суд, в частности, признал, что, хотя властям Российской Федерации удалось найти и осудить группу людей, являющихся исполнителями убийства Анны Политковской, в ходе расследования не было предпринято надлежащих действий для выявления заказчиков преступления.

Российские власти выдвинули теорию о заказчике убийства, указывая на теперь уже умершего российского бизнесмена, проживавшего в Лондоне, однако объяснений, почему они придерживались данной версии, представлено не было. Властям, по мнению Европейского Суда, следовало изучить и иные возможные версии, включая те, которые предлагали заявители. В частности, они предполагали возможное участие сотрудников ФСБ России или администрации Чеченской Республики.

России, по мнению ЕСПЧ, не удалось в данном деле выполнить обязательства, взятые на себя в соответствии с Европейской конвенцией по правам человека, и провести эффективное расследование. Кроме того, имело место затягивание процедур расследования.

Жалоба поступила в Европейский Суд 6 апреля 2007 г. Европейский Суд пятью голосами против двухпостановил, что Россия обязана выплатить заявителям 20 000 евро в качестве компенсации морального вреда.

Судья Дмитрий Дедов и судья, избранная от Словацкой Республики Алена Полачкова выразили особое мнение, тогда как судья, избранная от Швейцарии Хелена Келлер и судья, избранная от Швеции Хелена Ядерблом выразили совместное совпадающее мнение.

В соответствии со статьями 43 и 44 Европейской конвенции по правам человека данное решение Палаты не является окончательным. В течение трех месяцев с момента его вынесения любая из сторон может подать ходатайство о пересмотре дела в Большой Палате Европейского Суда.



Возврат к списку